Терское Войсковое Казачье Общество
Мы вместе! Мы едины!

Сватовство в казачьей станице Воровсколесской

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.

Реконструкция № 1

Видео в формате VR360 настоящего сватовства казачки Ольги Ганеевой и казака Олега Фомченкова-Бровко. Этот обряд прошел по всем казачьим традициям в станице Воровсколесской.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОБРЯДУ «СВАТОВСТВО»

            Сначала немного исторической справки о сватовстве, проводимом в дореволюционные годы в терских станицах.

            Традиционную казачью свадьбу  можно  разделить  на  два  основных  этапа. Первый из них составляли предсвадебные, подготовительные обряды,  второй – собственно свадьба.  В  свою  очередь  предсвадебный  цикл  распадается  на несколько обрядовых комплексов. Первый из них включает в  себя  сватовство, сговор, осмотр хозяйства  жениха  и  т.  п.  Содержанием  этого  обрядового комплекса было достижение договоренности  между  родственниками  невесты и жениха о предстоящем браке,  об  условиях  его  заключения.  Одни  из  этих обрядов были общими для всех станиц, другие совершались только в некоторых.

            Сватовство было первым обрядом предсвадебного  цикла. Тех,  кто  сватал девушку, в большинстве станиц называли сватами. Сватов

выбирали родители жениха, обычно из числа своих родственников. Чаще всего к родителям девушки посылали 2-3 сватов, среди них были и мужчины, и женщины. Сватами, как правило, были люди пожилые, опытные,  они  обязательно  должны были состоять в браке, очевидно, существовало представление  о  том,  что  от выбора сватов зависела будущая судьба  молодых.  Родители жениха и он сам никогда не шли в дом невесты до тех пор,  пока  не получали предварительного согласия  на  брак.

            Сватовство обычно происходило вечером. Придя к  родителям  девушки  сваты заводили иносказательный разговор: «У   вас   телочка

продается?» или «У  вас  есть  телочка  продажная?»  Родители девушки сразу не давали согласия на брак, даже  если  им  нравился жених, они откладывали окончательный ответ на  несколько  дней  или  недель. Сваты приходили к  ним  во  второй  и  в  третий  раз. Если родители девушки согласны выдать  ее  замуж,  то сваты тут же звали родителей жениха и его самого или  приходили  все  вместе на следующий день.

            Когда предварительная договоренность о свадьбе была достигнута, у  жениха и невесты спрашивали согласия на брак.  Такое  согласие  они,  как  правило, давали  независимо  от  того,   как   в   действительности   относились   к предстоящему браку.

            Осмотр хозяйства жениха. После сватовства  родственники  невесты  шли  или ехали к жениху печь смотреть, то есть осмотреть дом, двор, хозяйство  семьи, в которую они  собирались  отдать  свою  дочь.  Практическое  значение  этот обычай имел только тогда, когда жених и невеста жили  в  разных  станицах  и родители невесты не знали его имущественного положения. Но  в  таком  случае жених мог их  и  обмануть – вместо  своего  двора  показать  им  хозяйство богатого соседа. Если жених и невеста жили в одной  станице  (что  бывало чаще), то ее родителям, конечно, было известно,  насколько  состоятельны  их будущие  родственники,  но  обычай  соблюдался  и  в   этом   случае,   хотя родственники невесты и жениха  не  столько  осматривали  хозяйство,  сколько продолжали праздновать сватовство.

            Кладка.  Обычно  в   ходе   сватовства   родители   жениха   и   невесты договаривались о расходах на свадьбу. В ст. Екатериноградской  в  начале  XXв. жених должен был заплатить родителям невесты  «условленную  сумму  денег, от 10 до 200 рублей, смотря по состоянию. Иногда, вместо денег (или вместе  с ними) жених дает одну или  несколько  лошадей,  быков,  коров,  баранов  или известную меру пшеницы, муки, проса, а иногда отдает рощу, сад и т. п.». Но получение родителями невесты скота, рощи или сада было большой редкостью. Как  правило,  взнос  жениха

состоял  из  денег,  продуктов  питания,  предметов  одежды  или   домашнего

обихода, необходимых для приданого.  Например,  в  ст.  Прохладной  родители невесты получали от  родителей  жениха  «пособие  деньгами,  водкой,  вином, мукой и разными продуктами из домашнего хозяйства» . Все  эти  припасы  были предназначены для свадьбы.

            На Кавказе такую же кладку называли калым. Но в отличие от  калыма,   кладка  в  казачьих  станицах  не  оставалась  у  родителей невесты, а тратилась ими на свадьбу или на приданое.

            Сговор. Сговор  был  одним   из   важнейших   обрядов предсвадебного цикла во многих станицах на Тереке, на  Дону  (он  мог  также называться «рукобитьем» или «сводами»). Иногда  сговор  сводился  к переговорам между сторонами  невесты  и  жениха  о  предстоящей  свадьбе,  о размере свадебного взноса, а иногда носил более серьезный и продолжительный характер.  Именно  во  время  сговора   «сводили» жениха и невесту, а также  заключали  окончательное  соглашение  о свадьбе. В день сговора торжественная процессия с песнями  отправлялась  из дома жениха в дом невесты. Во  двор  все  входили  свободно  через  открытые ворота, но дверь в комнату им открывали только после того, как сваха  трижды читала молитву и просила пустить странников погреться. Родственники  невесты

усаживали пришедших за стол,  угощали.  Потом  одна  из  девушек  вводила  в комнату невесту, которая подносила жениху рюмку водки и рюмку вина,  просила отведать. Жених выпивал, целовал невесту, потом подносил ей водку и вино.  В это время девушки пели:

             И как тебе, Настасьюшка, не стыдно Чужого-то детинушку

             целовать…

            Затем невеста обносила вином и водкой своих родственников и родственников жениха. На этом своды заканчивались,  но  сговор  продолжался;  родственники жениха и невесты начинали класть руку, скрепляя договор о браке.

            Как же выражалось согласие  или  отказ от брака? Во всех станицах сваты, направляясь в дом девушки, брали  с  собой хлеб и водку или вино. Все это было завернуто в платок или  в  полу  одежды. Если родители девушки не хотели выдавать ее замуж, то они возвращали  сватам их хлеб и выпивку – это  означало  отказ. Иногда сваты, потерпев неудачу  в  одном доме, шли во второй, в третий, до тех пор, пока им  не  удавалось  засватать

какую-нибудь девушку.

            В  ст. Прохладной еще в конце XIX в. во время сватовства, после того, как  жених  и невеста давали согласие на брак, и после общей молитвы мать  невесты  ломала (но не резала) на куски хлеб,  принесенный  сватами,  и  раздавала  его родственникам. Очевидно, что  вместе  с  молитвой  этот  ритуал  должен  был скрепить договор о браке.

            В ст. Екатериноградской в начале XX в. во время сговора, после того как сводили жениха и невесту, их родственники начинали класть руку. Вначале родственники невесты, обернув правые руки в платки, фартуки и полы одежды, клали их на хлеб, принесенный отцом жениха, потом клали руки родственники жениха и сверху его отец, который говорил, что после этого не должно быть никаких отступлении от заключенных условии.

            Уже позже, во время сватовства, после того, как жених и невеста давали согласие на брак, невеста разрезала принесенный сватами хлеб, обычно на 4 части, и давала их родителям жениха и своим. С того момента, как девушка разрезала хлеб, она во всех станицах считалась просватанной. 

            Во всех трех обрядах, скреплявших договор о браке, важная роль отводилась хлебу. Очевидно, в основе их лежало представление о том, что совместная трапеза объединяла людей, создавала тесные, даже родственные, связи между ними.

            Запой. Важное значение в заключении брачного соглашения придавалось также совместному питью. Кроме хлеба, сваты приносили в дом жениха водку или вино. После того, как невеста разрезала хлеб, родственники жениха и невесты вместе выпивали эту водку. Подружки невесты обычно пели в этот момент:

                 Пьяница, пропоиница. И Машин батюшка пропили Машу.

                 Пропили за мед, за горилку, за винную чару.

                 Пойду по улице, пойду по широкой, два двора миную, третий послушаю: Что люди говорют, моего батюшку бронют, пьяницей называют.

            Когда  соглашение  о  свадьбе  было  заключено  и   все необходимые обряды выполнены, ни одна  из  сторон  не  могла  отказаться  от брака,  а  если  отказывалась,  то  должна  была  выплатить  другой  стороне определенную сумму денег.

            Через несколько дней после сватовства родители невесты шли в дом жениха и там  договаривались  о  том,  на  какой  день  назначить  венчание.   Обычно венчались через 2-3 недели или через месяц после сватовства.

            В наше время все эти этапы предсвадебного периода частично исполняются, но не растягиваются на несколько дней, а вмещаются все в один, который называют сватовство. Все также, сваты со стороны жениха приходят в дом к невесте и в шуточной форме рассказывают о «ясном соколе, что увидал лебедь белую»… и прочее. Во время современного сватовства проверяются качества невесты – хозяйки и способности жениха – защитника. Также, невеста ломает и раздает хлеб, также родители договариваются о будущей свадьбе.

            Приведем типовой сценарий сватовства.

Сваха со стороны жениха (она перевязана рушником, кланяется в пояс):— Добрый день, хозяин с хозяюшкой, бабушка с дедушкой, тетушка с дядюшкой, братики-сестрицы — на все руки мастерицы, а может, и соседушки — для сплетен, для беседушки! Прибыли мы к вам, ох, как издалека. За высокими горами, за быстрыми реками, за широкими полями стоят пять гор. Из земли-матушки бьют ключи холодные, да источники целебные. У подножья пяти гор раскинулся прекрасный город… . Вот оттуда мы к вам и пожаловали. А привело нас к вам вот какое дело. Ни мало, ни много, а двадцать лет растет и мужает в нашей семье королевич-делец, своему счастью кузнец. С виду он ладный, до работы жадный, по судьбе счастливый, по уму сметливый. Кровь течет в нем благородная, добрая молва за ним идет народная. И приснился нашему королевичу вещий сон. Будто заглянула к нему в окно спальни жар-птица — красная девица. Сама с лица белая, глаза манящие, щечки румяные, а губы пьянящие. Заглянула, улыбнулась, махнула крылом и пропала, только перышко на окне оставила. Проснулся наш королевич сам не свой. С той ночи и затосковал, замаялся сердечный. Не ест, не пьет, все мечтает наяву найти жар-птицу, красную девицу и стать ее хозяином. Похудел весь, задумываться стал. Жаль нам стало королевича, ясна сокола. Взяли мы из подвала вина заморские, испекли хлеба подовые, выучили речи медовые и волшебный посошок: «Веди нас, посошок волшебный, скорехонько в те края далекие прямо в терем, где живет красна девица». И привел нас посох прямо в ваш дом. Так что, хозяева милые и приветливые, видите, что путники, уставшие с дороги. Просим уважить нашу просьбу и разрешить поискать в вашем тереме жар-птицу — красную девицу.

Сваха со стороны невесты:
— Не знаем, не ведаем, о ком речь ведешь. У нас в дому много девиц-красавиц проживает и все одна другой краше. И все умницы и умелицы. Вот, к примеру, есть у нас лебедушка.

(Выводит переодетого во все белое — под невесту — парня или мужчину)

Сваха со стороны невесты:
— Поглядите, какая умница, она у нас в Госбанке работает, при деньгах и при мехах. Терем отдельный имеет. Берите, не прогадаете.

Сваха со стороны жениха:
— Ну, что, берем? Нравится лебедушка? Коль в Госбанке работает, значит, ученая, будешь в деньгах купаться, мехами укрываться!

Жених:
— Нет! Не по сердцу она мне. Это не та, по ком моя душа плачет.
 Сваха со стороны жениха: — Видите, не подходит лебедушка нашему королевичу. И годками старовата, и платьице на ней помято, и как будь-то слеповата. И я вам скажу, что девичьи прелести у нее не первой свежести… Нет, нам такая не подходит.
 (Ряженый под девицу берет веник, подметает так, что пыль на гостей летит, затем пытается всех обнять и к столу тащить, в носу ковыряет пальцем и т.п. Жених и сваха со стороны жениха в один голос отказываются от такой «невесты».)

Сваха со стороны жениха:
— Пусть он сам поищет в вашем доме ту, кто ему нужна.

(Жених идет в дом и выводит свою нареченную)

Сваха со стороны жениха:
— У-у-у! Конечно! Теперь все видят, что это и есть та, по ком у королевича сердце болело! И с лица белая, и телом стройная. Только после прежних сюрпризов боюсь я не опростоволоситься. Если уж и действительно это настоящая жар-птица, которая во сне нашему соколу привиделась, то давайте испытаем ее.

(Сваха достает из кармана деньги мелочью и рассыпает на пол)

Сваха со стороны жениха:
— Вот сейчас посмотрим на тебя, уж ли зрячая ты, да нагнуться тебе не лень за каждой трудовой копейкой. А еще поглядим, уж не будешь ли ты сор из избы выносить. Бери веник, мети пол.

(Девушка должна быстро собрать копейки в кулак и опустить себе в карман или держать в руке. Если сваха со стороны жениха попросит у нее мелочь, не давать.)

Сваха со стороны жениха:
— Молодец, вижу хозяйкой экономной будешь, не станешь деньги разбазаривать и сор из избы не вынесешь, все при тебе останется. Там я бросала тебе деньги медные, чтобы вы со своим хозяином не были бедные, еще есть серебро, чтоб принесла ты в нашу семью только добро. А вот возьми денежку бумажную, чтоб вошла ты в наш дом хозяйкой простой, а не барыней важной. Вижу, что с заданием моим ты хорошо справилась. А вот ответь мне на такой вопрос: когда ты борщ варишь, сколько риса сыплешь: стакан, ложку?
Девушка:
— Нисколько! В борщ я мясо кладу.

Сваха со стороны жениха:
— Молодец! Правильно отвечаешь. А вот когда ты полы моешь, где лучше вымываешь: по углам или по середине?

Девушка:
— Полы я мою везде хорошо, стараюсь!
 Сваха со стороны жениха: — Ой, умница! А вот еще такой вопрос: если у тебя одновременно попросят водички испить старик, парень молодой и малыш, кому первому подашь?

Девушка:
-Я думаю, что надо дать малышу.

Сваха со стороны жениха:
— Да. Правильно. А винца кому первому нальешь, парню любимому или старику?

Девушка:
—  Старику, конечно.

Сваха со стороны жениха:
—  Ох, хорошо отвечаешь, девица! По всему видать, что стараешься угодить нам. Вот теперь время пришло при всех спросить у тебя, согласна ли ты, чтобы наш королевич стал хозяином твоим? Согласна?

Девушка:
— Да!

Сваха со стороны жениха:
—  Если уж все услышали твой ответ, то возьми этот хлеб и в знак согласия разрежь его.

(Девушка должна разрезать хлеб крестом на четыре равные доли)

Сваха со стороны жениха:
— Скажи, девица, кого первого с поклоном хлебом угостишь?

(Девушка должна взять в руки две доли хлеба и с поклоном преподнести родителям жениха, назвав их папой и мамой)

Сваха со стороны жениха:
— А теперь хочу спросить у родителей невесты: согласны ли они дать свое родительское благословение дочери?

Мать невесты:
— Да, согласна.

Отец невесты:
— Да согласен.
 

Сваха со стороны жениха:
— После того, как родители невесты дали согласие благословить свою дочь на брак с нашим королевичем, я думаю, уместно будет сейчас наметить нашу девицу — жар-птицу. Так как скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. До свадьбы еще есть время, и пусть до самой свадьбы наша жар-птица, красная девица ходит с меткой жениха, чтобы залетные петухи глаза не пялили и душу не смущали девице. А метим колечком серебряным с глазочком аметистовым. Пусть носит на зависть подружкам и себе на радость.

(Жених надевает на палец невесте колечко)

Сваха со стороны жениха:
— Дорогие сваточки! В народе часто говорят, вот, дескать, женился, а сам и гвоздя забить не может. Чтобы у вас по этому поводу не было никаких сомнений, давайте сейчас попросим жениха забить в ваш порог гвоздь, чтобы считаться у будущей тещи желанным гостем.

(Жених вбивает в порог гвоздь)

Сваха со стороны жениха:
— А теперь, жених, подари тестю молоток, чтобы в ваших отношениях был толк, а теще подари шоколадку, чтобы свадьба прошла гладко.

(Жених дарит подарки: тестю — молоток, теще — плитку шоколада)

Сваха со стороны жениха:
— А вы, молодые, примите от меня первый подарок. Это дерево. Дерево не простое, а плодовое. И вручается оно той паре, которая решила создать семью и идти дальше по жизни одной дорогой. Создали семью — посадите дерево. Появится у вас первенец — посадите дерево. Построите дом — посадите дерево. И, в конце концов, у вас будет прекрасный сад. Пройдет время, и на этом дереве появятся плоды. А чтобы они появились, нужно дерево поливать, ухаживать, беречь. Так и семью свою вы должны защищать от всех невзгод, беречь как самое святое. Мы все желаем вам, чтобы ваши дети появились на свет от вашей любви и были желанными. Пусть они будут, как и плоды на этом дереве, здоровенькими, крепенькими, послушными, и чтобы они никогда не огорчали вас.
(Сваха дарит молодым саженец дерева)

Сваха со стороны жениха:
— А сейчас примите от нас к вашему столу вина заморские и вот этот волшебный мед. Тебе, хозяин, этим медом ушки смажем, чтобы ты о своем зяте никогда ничего плохого не услышал, а тебе, хозяюшка, глазки смажем, чтобы ты в своем зяте ничего плохого не увидела, а остальное я себе на язык намажу и стану на общем нашем застолье речи вам сладкие говорить…
Дальше начинается застолье.

Реквизиты:
— рушник для перевязывания свахи. Его после сватовства отдают молодым. Этот рушник используют и для дальнейшей регистрации, и для венчания, и на него принимают через порог первенца из роддома.
—  хлеб круглый. Его должны съесть весь, после того, как невеста его разрежет в знак согласия.
—  деньги мелочью.
—  вино, водка, закуски.
—  мед — стакан или баночка.
—  подарок невесте — часы, кольцо, серьги.
—  подарок теще — плитка шоколада.
—  подарок тестю — молоток.
—  посох — палка, украшенная лентами.
—  дерево плодовое — вишня, груша, яблоня, орех и т.п. Если желают первую девочку, то дарят дерево по названию женского рода, а если мальчика, то — мужского. Дерево украшено цветами, бантами. Высотой деревце небольшое, чтобы удобно было в комнату внести. Совет: деревце лучше всего выбирать с мощной корневой системой, чтобы наверняка прижилось при пересадке.

А теперь поговорим об этом старинном обряде:

Вам также могут понравиться

Возможность комментирования заблокирована!