Терское Войсковое Казачье Общество
Мы вместе! Мы едины!

Не канул в лету род казачий

ТЕРЦЫ XXI ВЕКА СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ВОЙСКА ВОЮЮЩЕГО

 

Царская Россия, Великая Отечественная, геноцид, годы безбожья, возрождение… Да, время бежит быстрее, чем бурные воды Терека – великой кавказской реки, по берегам которой раскинулись казачьи станицы Дагестана, Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Чечни и Северной Осетии-Алании. Как пять пальцев одной руки, пять казачьих округов Терского войска сильны своим единством. Но что напишут современные историки о том мирном периоде в жизни терцев, когда их называют войском воюющим

Поддержать, чтобы опереться

Общие цели объединили порядка 35 тысяч терцев. Укрепление православной веры, несение государственной службы на благо Отечества, возрождение казачьей культуры, сохранение вековых традиций и воспитание на их основе молодого поколения — это те столпы, на которых многие века держалось все российское казачество. И есть смысл снова опереться на них, чтобы сделать Северный Кавказ просторным для многодетных семей, экологически чистым, свободным от преступности и сильным экономически.

Сотни внимательных глаз сегодня следят за тем, как полномочный представитель Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин целует крест, как склоняет голову под благословение, как крестится перед войсковой иконой…
Неужели государство снова повернется к нам лицом?

— На первом этапе мы намерены поддерживать казачество, чтобы на втором этапе мы могли на него опереться, — эти слова полпреда на праздновании 20-летнего возрождения ТКВ взорвали абсолютную тишину зала. Троекратным «Любо!» терцы приветствовали главного человека на Северном Кавказе.

Конечно, вселяет надежду то, что в высших эшелонах знают о противодействии местных элит и попытках не допустить казаков к власти. Но еще лучше, когда с проблемой помогают справиться. И один из путей решения – это создание единой базы кадрового резерва на уровне Терского казачьего войска.

В 1990-х годах в казачество вступали сотнями. Но теперь эйфория прошла, взамен пришло понимание: возрождение казачества – это не только черкеска и забытые песни предков.

— Теперь ясно, что именно с вхождением в российскую государственность мы сделали первые, но очень важные шаги к главной цели — службе Отечеству во имя его процветания, — считает атаман ТКВ Василий Бондарев. — Мы не ждем, что кто-то наладит жизнь сверху, а строим правовое общество рука об руку с государственной властью России. Мы благодарим Бога за то, что нам свыше дано счастье познать настоящее казачье братство, верность слову и традициям предков.

Войско воюющее?

Терские казаки уверенно пишут свою историю в XXI веке, сохраняя преемственность, традиции и уважение к духовным святыням, но это не избавляет их от множества проблем.

Уже ни для кого не секрет, что православное население и казачество в республиках Северного Кавказа находится буквально на грани выживания: глубокие корни пустил ваххабизм, бесчинствует терроризм, процветает коррупция во властных структурах.

— В республике Дагестан так и не создан орган, занимающийся казачеством, — говорит атаман Бондарев. – Отсутствует программа поддержки казачества и экономическая база – нет земли, к рыболовному промыслу казаков практически не допускают.

Немного по-другому, но ничуть не лучше обстоит дело в Чеченской Республике. О поддержке казаков только говорится, но ничего не делается. Некоторые официальные лица открыто заявляют, что казаков в Чечне нет, и никто не собирается их туда возвращать. Но история знает, кто истинный хозяин этих земель. Не нужно даже заглядывать в книги. Именно казаки заселили и освоили эти края и доказательством тому поселения вдоль Терека с иконно казачьими названиями – Наурская, Ищерская, Червленная… Заметьте, именно станицы, а вовсе не аулы!

— Сегодня там официально зарегистрировано 250 казаков, — продолжает Василий Павлович. — Вместе с семьями это порядка 1500. Да, это не много, но даже в лихолетье, когда жизнь человека в Чечне ничего не стоила, когда погибли четыре атамана на левом берегу Терека, казаки не покинули землю своих предков. Но сегодня они нуждаются в поддержке.

Терско-Малкинский казачий округ в Кабардино-Балкарии за последние годы численно окреп. Глава республики с пониманием относится к проблемам казачества, и программа поддержки уже разрабатывается. А пока казаки активно участвуют в охране общественного порядка, являясь стабилизирующей силой в республике.

Более благополучной, на первый взгляд, выглядит Северная Осетия – Алания. Здесь закон о казачестве принят, есть республиканская программа поддержки на два ближайших года. Казаки занимают серьезные позиции в охране госграницы, активно участвуют в охране общественного порядка. Но нет экономической базы и органа, занимающегося делами казачества.

Основой Терского войска является Ставропольский округ. Его экономическое положение значительно отличается в лучшую сторону, но есть другие проблемы, связанные с активизацией деятельности различных одиозных фигур.
Встречаясь с казаками из других российских войск, часто приходится слышать, как они называют Терское войско – воюющим. В этих словах, есть доля истины, которая не является секретом ни для полпреда, ни для президента, ни для всей страны. Как ни печально, терцы продолжают хоронить своих атаманов и казаков даже после объявления конца военных действий. По-прежнему тлеет осетино-ингушский конфликт, очень сложная обстановка в Дагестане, гремят взрывы от терактов в Кабардино-Балкарии и на Ставрополье…

Терцы XXI века

Кто же сегодня вступает в ряды ТКВ?

Прежде всего, это люди православные. Ведь православие – это тот стержень, на котором испокон веков держалось казачество. Ни один казачий круг не проводится без священника, не сядет за стол настоящий казак без молитвы, не будет создавать семью без венчания. К сожалению, десятилетия жизни без веры отразились на всем обществе. Но сегодня, в период возрождения российского казачества, процесс воцерковления постепенно движется. За каждым казачьим обществом ТКВ закреплен священник. Дети посещают воскресные школы, а взрослые охраняют порядок у храмов во время церковных праздников. Казаки восстанавливают и строят церкви. И теперь снова звучат колокола в станице Курской и селе Зеленая Роща Ставропольского края, снова сияют золотом купола восстановленных храмов Дагестана, Кабарды и Осетии. Строятся новые храмы в Чеченской Республике. Открываются казачьи кадетские классы и православные детские сады, развиваются казачьи лицеи, работают военно-патриотические клубы.

Пришедшие в общества ребята занимают активную жизненную позицию. Они полны энтузиазма, который направлен на сохранение и возрождение терской культуры и традиций. Но, в то же время, они приходят и для того, чтобы жить по закону «О государственной службе российского казачества», то есть работать с государственной властью. Сейчас многие смотрят на казаков, как на реальную силу, способную внести свой вклад в дело построения сильного правового государства. Ведь казачество — достаточно организованная структура со своими жизненными ценностями, укладом, особенностями в воспитании молодого поколения

Обо всем понемногу 

Казаки всегда были самостоятельными: сами экипировались, сами на земле трудились, но с тех пор многое изменилось. И сейчас на терской земле тоже есть крепкие фермеры. Но для того, чтобы в современных условиях поднять общинные казачьи хозяйства, нужна солидная экономическая база. Здесь большую роль играют проблемы системного характера: законодательство, налогообложение, аренда, демографическая ситуация в стране. Но все решаемо и постепенно налаживается. В этом вопросе очень многое зависит от самих казаков, но на поддержку государственной власти они, безусловно, рассчитывают.

В ТКВ более 60 казачьих ансамблей и творческих коллективов, около 90 военно-патриотических клубов. Многие общества своими силами создают музеи, по крупицам собирая те предметы, которые могут представлять ценность для потомков. Это и старинные орудия труда казаков, и редкие фотографии, и предметы быта, и старинное оружие. Безусловно, эти маленькие хранилища казачьей старины помогают юному поколению лучше узнать историю и представить, как жили, трудились и защищали Отечество их прадеды.

Терские станицы богаты мастерами, которые плетут нагайки, делают кареты, шьют черкески. Это именно тот клад, который нужно передать будущим поколениям, чтобы не канул в Лету род казачий, чтобы звучала над Кавказом звонкая казачья песня, поражали своей лихостью молодые парни и учили мудрости старики.

Ирина Щербакова