Терское Войсковое Казачье Общество
Мы вместе! Мы едины!

Уникальный Терский фольклор

Терский фольклор представляет собой специфическое, самостоятельное образование, истоки которого восходят к тем районам Средней и Южной России, откуда пришли на Терек первые русские обитатели северокавказских гребней, а затем и украинские. В терско-гребенских станицах бытовал по преимуществу великоросский фольклор, однако, можно было встретить и украинский. Некоторая часть русских и украинских народных песен составляла общеказачий северокавказский репертуар. Одним из любимых жанров фольклора на Тереке были исторические, военные и бытовые песни: хоровые и плясовые. Наибольшей популярностью пользовались военно-бытовые лирические песни, отражавшие тяжелую казачью судьбу, безвременную смерть где-нибудь на чужбине, трудную долю вдов. Сюда же можно отнести так называемую пейзажную лирику о Тереке, отражавшую любовь казаков к родному краю и верность ему. В качестве примера можно привести песню «Между серыми камнями», ставшую гимном терского казачества:

Между серыми камнями
По ущельям среди скал
Серебристыми волнами
Бурный Терек пробегал.

 

Начинаясь у Казбека,
Наверху, среди снегов,
Он четыре с лишним века
Поит терских казаков.

И, вспоенный ледяною
Чистой терскою водой,
Казак сердцем и душою
Любит Терек свой родной.

Заповедывали деды
Сберегать Отчизны честь,
Ради славы и победы
Своей жизни не жалеть. 

КБР-ансамбль — «Кабардино-Балкарский Государственный фольклорный ансамбль песни и пляски Терских казаков»

Песенный фольклор Терека в целом несет на себе сильной отпечаток своеобразного казачьего образа жизни. В жанровом отношении его можно разделить на обрядовые, календарные песни, былины, или героические песни на былинные сюжеты, исторические и лирические песни. Много исторических песен привносили в среду казаков служивые казаки, возвращавшиеся в родные края из дальних походов. Отличались разнообразием и свадебные песни. Были песни, исполнявшиеся только на вечеринках, песни, распеваемые при расплетении косы, при поездке молодых в церковь и обратно, за свадебным столом. На свадьбах и других праздниках почти повсеместно исполняли общерусские песни: «Вниз по матушке, по Волге», «Ой, вы сени, мои сени», «Гуляет по Дону казак молодой» и др.

В устном творчестве казаков нашли отражение и былинные сюжеты. В конце XIX века были записаны первые былины, которые сами казаки называли «старинными», такие, как: «Богатыри на часах», «Про Александрушку Македонского», «Илья Муромец на червленом корабле» и др.

В среде казаков бытовали и многочисленны сказки, пословицы, поговорки. Они были неотъемлимой частью разговорной речи казаков. Наибольшее распространение имели пословицы: «Слава казачья, а жизнь собачья», «Хлеб, да вода – казачья еда»…

Танцевальная культура казаков включала в себя старинные русские и украинские танцы, ряд горских танцев (лезгинка). Казаки знали и исполняли «Круговую», «Казачка», «Журавля», «Метелицу» и др. Из европейских танцев – «кадриль», «полька», однако, они были не особо распространены в казачьей среде.

Основные музыкальные инструменты казаков (в конце XIX века) были фабричного производства: гармошка, барабаны. Широко были известны дудки («пищалки») из камыша. В некоторых станицах имелись казенные оркестры. Казенные духовые и струнные оркестры казаков включали в себя и горские музыкальные инструменты – зурну, бубен и др. Скрипки были распространены у казаков, вышедших с Украины.

Некоторые жанры отмирали, другие становились ведущими, более распространенными. К концу 19 века во многих станицах еще хорошо помнили, но уже не исполняли ряд старинных русско-украинских обычаев, гаданий, колядок, снижалась и торжественность обрядов, в том числе и свадебного.

Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к службе. Особое внимание уделялось умению хорошо ездить на коне, владению в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умению метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Живя в окружении горских народов, казаки не могли не перенять у них некоторые игры, в то же время, передавая им свои. Например, у осетин они восприняли такие игры, как «Перетягивание каната», «Кюри», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», «Наездники и кони». Ряд игр казаки переняли у кабардинцев.

КБР-ансамбль — «Кабардино-Балкарский Государственный фольклорный ансамбль песни и пляски Терских казаков»

Игры и состязания проходили на праздники и иногда продолжались несколько дней. Одна из наиболее популярных у казаков игр – «Чижик». В игре участвуют две команды. Для игры требуется 4-х гранная палочка длиной 10-15 см. Эта палочка – «чижик» — ставится на палку, вбитую в землю вертикально. По жребию определяют команды: которая водит и которая бьет. После этого частник второй команды ударяет по «чижику» палкой. Игроки водящей команды стараются поймать летящего «чижика». Если им это удается, то партия считается оконченной в их пользу, и команды меняются.

На праздниках казак показывал свою силу, ловкость, выносливость и выдержку (при этом часто использовалась лошадь). Трусость для юноши-казака считалась позором. Характерным моментом казачьих игр были хороводы, песни, пляски. Спортивные состязания, в конечном счете, представляли собой интересные массовые зрелища и развлечения.