МЕСТО С ИСТОРИЕЙ. Как жители Шпаковского округа создают музеи родной земли
Когда Галина была маленькой девочкой, она очень любила приходить в музей, где всегда интересно, таинственно и тихо. Тогда и представить не могла, что сама поможет создать десятки музеев по всему Ставропольскому краю. Уже на пенсии Галина Александровна вместе с супругом Игорем Владимировичем постаралась вдохнуть жизнь в музей села Сенгилеевского и вот-вот поспособствуют появлению еще одного музейного комплекса – в поселке Приозерном.
«Стараемся быть полезными»
Предваряя этот рассказ, важно сказать, что Галина Гончарова и Игорь Отюцкий – люди скромные и непубличные. Они совершенно не считают себя «героями» и не видят в своих делах ничего особенного.
— Я лишь технический работник, который удачно «пригодился» на пенсии, — говорит Галина Гончарова. – Хочу, чтобы вы написали: появление этих экспозиций – заслуга только самих сенгилеевцев. А мы – не коренные жители, просто от всей души полюбили село и стараемся быть здесь полезными.
Вообще по образованию Галина Гончарова – учитель истории и обществоведения, заканчивала Ставропольский пединститут. Но в жизни по воле судьбы стала музейным работником. Объездила весь край, помогая коллегам делать выставки по истории и этнографии поселений, создавала ведомственные музеи – сбербанка, дорожного строительства и другие. Кстати, в организации михайловского городского историко-краеведческого музея имени Н. Г. Завгороднего тоже есть ее вклад, и самого Николая Георгиевича она прекрасно знала.
Супруг — Игорь Владимирович Отюцкий – такой же увлеченный музейщик и известный археолог. Он работал с крупными специалистами из Москвы, участвовал в раскопках и сам был руководителем экспедиций. Например, в 2007 году Игоря Отюцкого привлекли к участию в палеонтологических раскопках по извлечению из-под земли в Новоалександровском районе скелета южного слона Нюси. Первого слоника, Архипа, на Ставрополье нашли в 1960 году. К слову, в мире скелетов южных слонов всего пять, и два из них – у нас в крае. С тех пор Ставрополье носит гордое имя «родины слонов». А еще раньше, в 2001-м, Отюцкий был в группе исследователей, которые обнаружили самый древний на территории региона памятник каменного века – стоянку древнего человека у подножия горы Кинжал под Минеральными Водами. Возраст стоянки – 500-700 тысяч лет.
Крепкие памятью
На пенсии супруги решили перебраться в село Сенгилеевское – поближе к природе, да и знакомых здесь было много: коллег из краевого центра экологии, туризма и краеведения, с которыми много работали, учеников. Переезд особенно запомнился – всю новогоднюю ночь 2011 года перевозили вещи и отмечали праздник уже здесь. Новое место пришлось по сердцу и стало родным.
— Я однажды увидела, как сенгилеевцы отмечали день села. Так дружно, семьями, с детьми, буквально все-все! Меня это очень тронуло, — признается Галина Александровна.
Сначала Гончарову привлекли к созданию школьного музея. Ольга Егоровна Ниципорович, учитель истории, знала, что Галина Александровна в этом деле мастер и попросила помочь оборудовать музей в новом помещении. Та с удовольствием окунулась в работу. С тех пор краеведческие кружки, казачьи классы, музейное дело, а теперь и новый предмет «История Ставрополья» — все это родная стихия супругов, которые стали сотрудниками сенгилеевской средней школы. Их воспитанники создают творческие проекты по краеведению на таком высоком уровне, что занимают призовые места на конференциях всероссийского движения «Отечество» в Москве. И все темы исследовательских работ – о богатейшей истории, природе и культурном наследии родного села.
— Сенгилеевцы отличаются такой щемящей любовь к своему прошлому, потому что они были его лишены долгое время, — рассказывает Галина Гончарова. – Это была казачья станица, которую переселили на новое место, когда строили водохранилище. Вот, память и зовет, ведь есть в жизни вещи, с которыми нельзя расставаться.
Изначально, селение, основанное на реке Егорлык в 1797 году, именовалось селом Богоявленским (с ударением на «я»), статус казачьей станицы и новое наименование «Сенгилеевская» оно получило в 1833 году. Когда в начале 1960-х гг. строилось Егорлыкское водохранилище, населенный пункт полностью перенесли, а прежняя станица, вместе с опустевшими домами и кладбищем, скрылась под толщей воды. До дрожи потрясают воспоминания станичников, как однажды в 1970-х гг. водоём спустили для очистки и выполнения ремонтных работ гидросооружений. Так совпало, что было это на светлой седмице, после Пасхи, и люди, воспользовавшись выпавшей возможностью, спустились прямо «на дно», проведать могилки предков.
Заново отстроенное село дало жителям новую жизнь: поквартальную застройку в соответствии с генеральным планом, широкие и ровные улицы, долгожданную воду, электричество, газ. Но вот нить, связывающая с корнями, будто оборвалась. Шли десятилетия, а зов памяти не угасал. До сих пор сенгилеевцы все время находятся в поиске любого, даже самого отдаленного «привета» из седой старины.
Опыт востребован
Например, сейчас Игорь Отюцкий вместе со школьниками исследует и очищает каменные кресты со старого казачьего кладбища. Их оттуда забрали жители еще до затопления станицы и перевезли на новое место. В мае этого года по инициативе директора Дома культуры Сергея Демченко, руководителя «Русских витязей» Николая Жмайло и казаков Сенгилеевского хуторского казачьего общества кресты аккуратно доставили в центр села с территории «Верхнего кладбища», где они пролежали в зарослях сирени много десятилетий.
Игорь Владимирович рассказал, что коллекция представляет собой порядка 30 фрагментов, среди которых особенно ценны три. Один – длиной 130 сантиметров, на лицевой стороне написано: «Покоится прах Прасковии Нагалкиной, умершей волею Божией 16 апреля 1851 года». Другой, длиной 112 см с надписью: «Казака Николая Евграфовича Ноздринова, убит в 1901 году. Здесь покоятся родители его». И третий крест, длиной порядка 150 см, без надписей. Но на него нанесено интересное изображение креста, как в старину представляли себе распятие Иисуса Христа на Голгофе – семиконечный, с дугообразной подножкой.
— Перед нами стоит задача все это соединить в единый комплекс и сохранить для потомков, — говорит Игорь Отюцкий. — Другие фрагменты не отличаются такой целостностью, но на них есть интересные детали, даты. Предстоит большая работа по описанию этих предметов.
Когда решили собирать экспонаты для сельского музея, то жители очень заинтересовались. Но без денег, увы, такие серьезные проекты воплотить невозможно. Создать музей придумал директор Дома культуры, местный энтузиаст Сергей Демченко. Он и смог привлечь средства, благодаря проекту «Арт-площадка «Радужная палитра», который реализуется в селе Сенгилеевском уже третий год при поддержке фонда Елены и Геннадия Тимченко. Этот проект – работа целой команды патриотов своей малой Родины.
Подключились все: администрация села, Сенгилеевское хуторское казачье общество, Дом культуры – также дружно, как тут отмечают праздники, умеют и работать сообща. Администрация привлекла спонсорские средства — 150 тысяч рублей на ремонт помещения, на средства гранта приобрели музейное оборудование и оплатили услуги специалистов. Казачье общество профинансировало работу мастера, изготовившего подиум для экспозиций, печать планшетов на ПВХ, покупку ткани. Так, всем миром и построили.
Музейная наука
Но сначала Сергей Демченко обратился за помощью к Галине Гончаровой. Ведь создать музей – не просто разложить старые вещи по полкам. Это целая наука, притом сложная! Любой музей выполняет три функции: собирает, хранит и рассказывает. Экспозиция – это тоже хранение, только открытое для показа посетителям. И каждая вещь в стенах музея превращается в культурное наследие, к которому пренебрежительно относиться нельзя. Невозможно приколотить гвоздями, поставить на пол под протекающей крышей. Все должно быть логично оформлено, насыщенно информационно, а для этого нужно оборудование – витринное, настенное, самое разное. Все это прописывается в концепции будущего музея. Она включает в себя список экспонатов, оборудование, художественное решение, утверждается на всех уровнях, и только потом начинается строительство.
— Музейные работники несут ответственность перед людьми по сохранению предметов, — говорит Галина Александровна. – Например, фотографии: где-то 80% нашего фоторяда – хорошие, качественные копии, а оригиналы хранятся в фондах. Потому что со временем любая фотография выцветает. И рамочки к ним делаются особенным образом – ничего ни в коем случае нельзя приклеивать. Крепить следует только с помощью специальных бортиков.
В первой части экспозиции собран предметный ряд, начиная с археологических памятников, найденных на территории села и вокруг него – эту часть собирал и готовил Игорь Владимирович. Далее экспозиция рассказывает об устройстве домов, хозяйстве, вехах истории. Богато представлена в музее этнография села Сенгилеевского, немало уникальных фотографий и документов – интереснейший материал о жителях, начиная с периода колхозного строительства и до перестройки.
В проекте у организаторов еще одна витрина, посвященная казачеству. Уже собраны подлинные фото казачьих семей конца XIX — начала XX веков и некоторые предметы – походные иконы-складни, элементы оружия, конской упряжи.
— К сожалению, из-за переселения села многое оказалось утрачено. Мы бы точно нашли настоящий казачий «келим» – шерстяной ковер, который был характерен для коренного малоросского населения станицы, но увы, — сетует Галина Гончарова.
Дарили от сердца
Надо сказать, жители села ничего не пожалели для музея: поучаствовать в его создании откликнулись многие. Сначала Сергей Демченко и Галина Гончарова составили список жителей старше 85 лет и отправились к ним. А затем пошло-поехало «сарафанное радио»: люди стали звонить: приезжайте к нам, и к нам…
Много редких, удивительных экспонатов передали в музей Сергей Иванович Конев, Ольга Егоровна Ниципорович, Александр Николаевич Караблин – он, кстати, отдал ярлыгу и подлинную керосиновую лампу, принадлежавшую местным чабанам. Ярлыга специально запрашивалась в Сенгилеевском для показа на Параде в честь Дня Победы в Ставрополе — на экспозиции, посвященной вкладу сельскохозяйственного тыла в помощь фронту.
Один из самых трогательных раритетов – казачий сундук, отдала в музей Людмила Павловна Румянцева (Сорокина), жительница поселка Приозерного, но уроженка села Сенгилеевского.
Приехали, зашли к ней. «Пойдёмте, в сарай сходим», — пригласила хозяйка. Отворила двери – а там голубой сундук. Да не простой – походный, только покрашенный уже позднее, для сохранности. Он использовался не для хранения, а для перевозки вещей, и принадлежал бабушке Людмилы Павловны – Марии. Сейчас сундуку уже около 150 лет, а в те далекие годы, когда он был «молод» верно служил своей хозяйке, которая была красавицей и большой модницей. Мария любила ездить «на воды» — поправить здоровье целебным нарзаном Кавказских Минеральных Вод, а в этом сундуке привозила на курорт уйму вечерних платьев, которые меняла каждый день.
Судьбы сундуков – лучшие свидетели людских историй. Другой такой экспонат передала уже в приозерский музей Анна Николаевна Меркулова. Он перешел к ней от матери, а к той – от бабушки. Дарительница рассказала, что в юности у ее обаятельной мамы не было отбоя от женихов. Каждый из них пытался завоевать сердце девушки конфетами. Она принимала подарки, а фантики приклеивала под крышку. Там они до сих пор и находятся, и вскоре вместе с сундуком и другими экспонатами пополнят экспозицию нового музея.
«Третье место»
Его тоже создадут благодаря проекту «Арт-площадка «Радужная палитра». Галина Александровна уже вовлечена в процесс и уверена, что этот музей получится особенным: он задуман как интерактивная площадка, где можно будет погрузиться в среду, потрогать вещи руками, примерить одежду. Открытый показ фондов – современная практика. Этот вариант предложил Сергей Демченко, как руководитель проекта. Снова составили концепцию, просчитали смету, осталось только дождаться окончания ремонта в помещении, который также делается на средства фонда Елены и Геннадия Тимченко.
А помещение в Приозерном особое, историческое: в здании начальной школы 1950-х годов постройки, ровесницы самого поселка. Была здесь и больница, где появились на свет многие жители. 28 мая 2021 года в небольшой старенькой школе прозвучал в полном смысле слова последний звонок – по общему решению родительской общественности дети были переведены на обучение в село Сенгилеевское. Но у здания теперь будет новая жизнь. Там откроется коворкинг, музей, а в недалёком будущем и спортзал. Комплекс досуга жителей назван «Третье место» — то есть, еще одно место для жизни, кроме работы и дома.
Сам Приозерный начал строиться в 1949 году мелиораторами и энергетиками Ставрополья, а через 10 лет, в 1959-м году, градообразующим предприятию «Каскадом Кубанских ГЭС» поселок Сенгилеевской ГЭС был передан на баланс Сенгилеевского сельсовета. К слову, первые поселенцы прибыли на строительство ГЭС после Великой Отечественной войны, и многие из них – из казачьей станицы Надзорной. Так что, основатели относительно молодого Приозерного тоже — потомки казаков. В фотоальбомах жителей и сейчас хранятся фотографии их казачьих предков. Одну из них, фото семьи Акименко, даже передали по запросу краеведов в музей Краснодарского края.
Музейный комплекс в Приозерном и небольшая книга с собранными материалами по истории и воспоминаниями жителей станут подарками к 225-летию Сенгилеевского в 2022 году.
Наталья Гребенькова. Фотографии предоставлены Сергеем Демченко.
Источник: Газета «Шпаковский вестник» от 24 сентября № 37, стр. 6-7.
Возможность комментирования заблокирована!