Терское Войсковое Казачье Общество
Мы вместе! Мы едины!

ДНИ КАЗАЧКИ: хватит искажать историю праздников!

В преддверии Дня казачки-матери 4 декабря 2024 года мы обращаемся ко всем, кому не чуждо прошлое нашего народа, у кого искренне болит душа от многолетних искажений истории двух казачьих праздников – Дня наурской казачки и Дня казачки-матери. Они являются подлинным достоянием нашей страны, ведь это два уникальных этнокультурных явления, посвященных чествованию женщин. Долгое время эти праздники были характерны только для Юга России – Дона и Терека, но в последние годы приобрели всероссийскую популярность. А вместе с ней – ошибочные трактовки исторических событий, лежащих в основе праздников.

Дважды в год – в июне и декабре – мы с горечью наблюдаем вакханалию в интернете. Нелепые искажения множатся на пересылаемых картинках в мессенджерах, публикуются в официальных поздравлениях атаманов различных уровней, а уже оттуда тиражируются средствами массовой информации. Действительно, где же еще журналистам брать достоверную информацию, если не на официальных ресурсах казачьих войск? Уж там-то всё точно написано!

Между тем, из интернета в массы, а оттуда прямиком в сознание нашей молодежи заходит и укрепляется конгломерат вымыслов и фактов, слепивший из двух праздников одно невообразимое чудище. И чудище это стало уже слишком «обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». 

Новая казачья мифология формируется, конечно, не по чьей-то злой воле, а от общей низкой просвещенности самих современных казаков и «всеядного» потребления ими интернет-контента плохого качества.

Не будем приводить ссылки и скриншоты множества таких текстов, сейчас любой человек может без труда, буквально за несколько минут найти их в сети. Приведем общий, усредненный пример такого текста:

4 декабря отмечается большой христианский праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, который совпадает с еще одним большим праздником – Днем наурской казачки. Эта история про многотысячный (двадцати, тридцати тысячный, и так далее) отряд турок, который весь поголовно облили щами героические наурские казачки, спасшие границу Государства Российского. За это, ни много ни мало, а сама Императрица Екатерина II (!) учредила этот праздник 4 декабря 1774 года. Более того, «Царица-Мать» сделала его праздником казачьих матерей и назвала его «бабьим геройским». Иногда еще пишут, что этот праздник славит на Руси «женщину-патриотку и защитницу».

Как видим, мало того, что здесь вопиюще искажены исторические факты, так еще и полностью игнорируется духовная составляющая событий.

Начнем по порядку.

Для начала: праздников два, а не один. И время их появления разное.

День наурской казачки

Традиция: терская, воинская.

Старейший праздник Терского казачьего войска: в 2024 году ему исполнилось 250 лет. Подробно описан в источнике историка Василия Потто «Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова VI. Геройская оборона Наурской станицы в 1774 году».

Отмечается 24 июня – в день поминовения святых Варфоломея и Варнавы.

Рекнструкция события обороны Наура на празднике в станице Наурской в 2019 г.

Итак, во второй половине XVIII века станица Наурская страдала от постоянных набегов кабардинцев и татар, подстрекаемых Османской империей. Поэтому Наурская была и военным укреплением, окруженная земляным валом, со рвом и сторожевыми пикетами. На вооружении казаков станицы находилась и артиллерия в виде нескольких орудий.

Памятный камень в станице Наурской. Как видно — на нем четко написана дата события.

К В 1774-м году Порта стремится нанести удар по крепости Моздок и формирующейся Моздокской укреплённой линии (часть Кавказской линии).

Войско для этой операции было сборным: оно состояло из крымских татар под руководством калги Шахбаз Герая, а также османов и кабардинцев.

Когда войско числом в восемь тысяч бойцов было собрано, Шахбаз Герай направил его к Моздоку, но не смог взять его и решил атаковать менее защищённые близлежащие станицы.

Источник: Казачество Северного Кавказа.

Наурская, стоявшая в 50 километрах от Моздока, в те дни была лишена своего главного оборонительного ресурса – большая часть строевых казаков Моздокского полка находилась в походе. В самой станице за крепостным валом осталась лишь немногочисленная караульная команда, рассчитанная на отражение стандартного мелкого нападения и казачьи семьи: женщины, старики и дети.

Наурские казачки вышли на защиту родной станицы, вооружившись серпами, вилами и косами, поливая головы штурмующих раскаленной жидкой смолой, кипятком и свежими щами. Неприятель понес большие потери, а станица была отвоевана.

Праздник обороны станицы Наурской казачками являлся строевым праздником Моздокского казачьего полка.

Гребенские казаки.

Уже впоследствии стали говорить, что снятием осады Наур обязан был казаку Перепорху, наведшему орудие прямо на высокий курган, где стояла ставка калги, и счастливым выстрелом убившего любимого племянника предводителя. В этой случайности калга увидел для себя дурное предзнаменование и больше не хотел оставаться на тех полях, которые обагрены были кровью невинного юноши.

Храм Рождества Христова в станице Наурской.

В. Потто пишет: «Предание говорит, что на заре одиннадцатого июня, в день памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы, два всадника на белых конях и в белой одежде проехали вдоль вражеского стана и навели на татар панический ужас. В ознаменование этого события в наурской церкви устроен даже придел во имя апостолов Варфоломея и Варнавы, и день одиннадцатого июня празднуется в Моздокском полку до настоящего времени. «Это бабий праздник», – говорят о нем казаки, вспоминая славное участие, которое приняло в бою женское население станицы. Многие из представительниц славного дела дожили до позднейшего времени, и посетители Наура еще не очень давно встречали старых героинь, украшенных медалями за его оборону».

История героической обороны станицы Наурской навсегда вписана не только в историю Терского казачьего войска, но и является достоянием истории России.

Более того: день поминовения святых Варфоломея и Варнавы лег в основу почитания апостола Варфоломея как покровителя терцев!

Не случайно он был определен в XIX веке императором Александром III, который издал указ от 24 декабря 1890 года и им установил день войскового праздника и проведения большого круга для терцев — 25 августа по старому стилю, а по-новому – 7 сентября – датой взятия аула Гуниб и пленения имама Шамиля. Так Государь император оформил уже устоявшийся у казаков обычай почитания апостола Варфоломея в виде официального определения.

Святые Апостолы Варфоломей и Варнава.

Праздник Наурской казачки вспомнился станичниками в 1990-х годах, но отмечался локально и вскоре стало не до него в связи с чеченскими войнами и большой миграцией русскоязычного населения из региона. Возрождение этого празднования произошло в 2014-2015 гг., когда казаки стали приезжать в станицу Наурскую для молебна в память об этом событии. В скором времени Терское казачье войско внесло этот праздник в свой официальный календарь мероприятий.

День Донской казачки / День Казачки-матери

Традиция: донская, общеказачья, православная.

На сегодняшний день это единственный женский праздник, объединяющий все казачьи войска России. Сочетая в себе исконно донские черты, он обрел общеказачью популярность, сохранив при этом семейную традицию чествования женщин-казачек.

Празднуется 4 декабря по новому стилю (21 ноября — по старому стилю).

Традиционный праздник донских казачек, учрежденный в 1769 году атаманом Степаном Даниловичем Ефремовым, по мысли его жены Меланьи Карповны. Его отмечали его в станицах, а в ХІХ — начале XX века и в городах. До революции этот праздник отмечался традиционным концертом-балом «Донского землячества» в Петрограде, Москве, Харькове и других городах. Праздник был известен под названием «День донской казачки» (источник: Казачий исторический календарь на 1949 год, сост. С.В. Болдырев). Один из самых пышных и многочисленных балов проходил в собрании Армии и Флота г. Санкт-Петербурга. Туда приглашали живших в столице казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, чиновников, студентов, ученых. Программа праздника включала исполнение традиционного донского фольклора. Так, в 1902 г. на бал, посвящённый празднованию Дня донской казачки в Петербурге, из Новочеркасска прибыл в полном составе Войсковой хор с известным писателем-драматургом А.А. Карасевым. На Дону самый массовый бал проводили воспитанницы Новочеркасского Мариинского Донского института благородных девиц.

Меланья Карповна и супруг ее атаман Степан Данилович Ефремов.

Следует отметить, что «Донское землячество», также известное под неофициальным названием «Донской Курень» было создано 20 июля 1899 г. как «Санкт-Петербургское общество взаимопомощи Донских Казаков». Устав Общества предусматривал статус «членов соревнователей [сторонников]» для «лиц обоего пола, принадлежащих к казачьим сословиям вообще, равно как и уроженцев казачьих войск, как живущих в Петербурге так и вне его» (источник: Устав С.-Петербургского Общества взаимопомощи Донских Казаков, 1899 г.). Таким образом, со времени своего основания «Донской Курень» имел черты общеказачьего объединения. Изначально, «Донской Курень» был клубом для пожилых, состоявшихся в жизни и давно проживающих в столице казаков, но постепенно к ним присоединилась донская учащаяся молодёжь: студенты и курсистки-казачки.

В конце февраля 1917 г., на фоне революционных событий, «Донской Курень» становится центром казачьих собраний всего Петрограда. Результатом этих собраний стал Общеказачий съезд от всех 12 казачьих войск, создавший Союз Казачьих Войск как единственное полномочное общеказачье объединение для защиты казачества и его интересов (источник: журнал «Родимый край», №2, 1954 г., «Донской Курень (из недавнего прошлого)», С.В. Болдырев).

Очевидно, что именно в период начала XX века в силу деятельности «Донского куреня» изначально донской праздник стал получать распространение среди казачьей молодежи всех войск. Окончательно статус общеказачьего, но уже как День Казачки-матери, праздник приобрел в среде казачьей эмиграции, что было отражено в статье «Казачки», опубликованной во II томе «Казачьего словаря-справочника» под редакцией Г.В. Губарева и А.И. Скрылова в 1968 г.

Также данный праздник, выпадающий по новому стилю на дату 4 декабря, получил связь с православным двунадесятым праздником Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Существует также сказ-легенда под названием «Жемчуга Богородицы», связывающий женщин-казачек и покровительство Божией Матери над ними:

«Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной.

– Ах, сказала Она, – пропали мои прекрасные жемчуга!

Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней.

– Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки.

– Нет, матушка, – сказал ей Сын, – это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу.

На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей – Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся».

Вывод

Очевидно, что суть этих праздников гораздо шире, чем всевозможные глупости на пересылаемых картинках и в текстах публичных поздравлений. Более того, духовная основа и исторические события, лежащие в основе этих праздников настолько глубоки, символичны и просто красивы, что нам, потомкам казаков, стыдно этого не знать. Как и всем, кто любит историю нашей страны и казачью культуру.

Если такая ситуация будет продолжаться, то ошибки начнут прочно закрепляться в сознании всё большего числа людей, и особенно молодежи, в силу отсутствия правильных знаний. По нашему мнению, происходящее с нашими праздниками – это пример неуклонного разрушения базовых основ того, что принято считать «культурным кодом» любого народа.

Обращаемся ко всем с большой и искренней просьбой: прочтите историю этих праздников, даже если вы ее знаете. Вдохновитесь истиной. Рассказывайте подлинную историю детям, родным, друзьям, а также всем, кто не знал и забыл. Не поддерживайте искаженную информацию в поздравлениях. Не пересылайте ошибочные картинки, лучше поделитесь этой статьей.

Божией помощи нам всем и крепкой памяти, дорогие братья и сестры!

С уважением, коллектив авторов-единомышленников:

  • Руководитель Благотворительного фонда по сохранению и развитию традиционной казачьей культуры «Хоперцы», кандидат филологических наук Наталья Гребенькова
  • Журналист, автор просветительских изданий и проектов по истории и культуре казаков Юга России, хранитель сказок терских казаков Ирина Щербакова
  • Руководитель студии «Казачий формат», режиссер, почетный работник общего образования РФ Ирина Иванова
  • Первый заместитель (товарищ) атамана Первого Донского округа ВВД, кандидат политических наук Иван Болдырев
  • Руководитель ансамбля «Казачий пикет» г. Ставрополя Сергей Залевский

Благодарим за консультацию директора Фонда «Терское общество любителей казачьей старины», главного редактора научного издания «Терский сборник», организатора ежегодной Терской научно-практической конференции Олега Вячеславовича Губенко.

Вам также могут понравиться

Возможность комментирования заблокирована!