Терское Войсковое Казачье Общество
Мы вместе! Мы едины!

АТАМАН ТЕРСКОГО ВОЙСКА АЛЕКСАНДР ЖУРАВСКИЙ: «ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ, НУЖНО ОБЛАДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМ УРОВНЕМ ЗНАНИЙ»

Очередные волнения в среде российского казачества начались после выступления главы ФАДН Игоря Вячеславовича Баринова на заседании коллегии в марте 2016 года. Каждый истолковал его слова так, как ему удобно. Воспользовавшись ситуацией, активизировались и негативно настроенные элементы с целью получить свою выгоду. На эти и другие темы, касающиеся обстановки в казачьей среде, мы беседуем с атаманом Терского казачьего войска Александром Вячеславовичем Журавским.

 

— Александр Вячеславович, выступление главы ФАДН на заседании коллегии в марте всколыхнуло новую волну для разговоров в среде тех, кто настроен против реестрового казачества. Как обстоят дела на территориях Терского войска? Действительно ли имеет место «отрицательная динамика реализации государственных программ возрождения казачьей государственной службы»?

— Я считаю, что те, кто сейчас пытается заполнить интернет-пространство грязью в адрес реестрового казачества, просто «передергивают» слова из доклада господина Баринова, где речь идет о картине по стране в целом. Что касается конкретно Терского войска, то, безусловно, у нас тоже не все гладко, есть определенные трудности и недоработки.

В настоящее время только в Ставропольском округе, который составляет костяк ТКВ, более 12 тысяч человек взяли на себя обязательства по несению государственной службы. На Ставрополье осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе 84 народные казачьи дружины и 178 казаков несут службу в числе окружной казачьей дружины на постоянной платной основе. Финансирование осталось на уровне прошлого года – это почти 52,5 миллиона рублей. В 2015-м году они были израсходованы полностью до единой копейки, что подтверждается соответствующей отчетностью. Но эти миллионы некоторым людям не дают покоя до такой степени, что заставляют их писать в буквальном смысле доносы. Вот, например, совсем недавно в приемную президента России пришло письмо, в котором автор, атаман «Станицы Казанской» Борис Пронин уже в который раз задается вопросом, «куда реально идут данные деньги» и называет это «тайной для простых казаков за семью печатями». Так вот тайны-то как раз никакой и нет, все предельно прозрачно. Люди работают, получают заплату, отчисляют налоги. Кроме того, в эту сумму входит и часть средств, идущих на страховку казаков-дружинников, ведь их служба связана с риском для здоровья и жизни. Вот и вся тайна. Ну что ж, в стаде обязательно найдется паршивая овца…

А более полную информацию можно посмотреть на сайте комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества. Там имеется полная отчетность по реализации государственных программ. По общественной линии отчетность проходит на каждом круге, контрольно-ревизионная комиссия подробно рассказывает казакам, куда тратятся деньги.

 

— Я знаю о тех случаях, произошедших в начале года, когда казаки из дружины вдруг писали жалобы в соответствующие органы, что их не обеспечили формой. Как вы это объясните? И не могли бы вы назвать более точные цифры?

— Эта информация открытая. На казачью дружину Ставропольского округа выделено 52 миллиона 482 тысячи 380 рублей, в том числе, на страхование жизней казаков – 780 тысяч 799 рублей. Но дело в том, что в сумму, выделенную на содержание дружин, не заложен пошив формы и не предусмотрено обеспечение ею казаков. Так что, недостаточная информированность, порой, приводит к таким нежелательным последствиям. Между тем, практически все СМИ говорили о том, что бюджеты на 2016 год сильно урезаны по всем регионам. И мы тоже должны учитывать такое общее положение в России и относиться с пониманием. Тем не менее, взятые на себя обязательства терцы выполняют. В Северной Осетии – Алании охраняют государственную границу с Грузией, в Правобережном и Пригородном районах — сельхозобъекты вдоль границы с Ингушетией, детские сады, школы, водозаборы и другие жизненно важные объекты – всего задействовано порядка трех сотен казаков на платной основе. В Майском и Прохладненском районах Кабардино-Балкарии на общественных началах работают 11 казачьих народных дружин, это тоже около трехсот человек. В Дагестане терцы так же своими силами выходят на охрану святынь и массовых мероприятий.

Согласен, что для нашего неспокойного и территориально не маленького региона эти цифры недостаточны. Но не стоит все измерять размерами зарплаты. Это, безусловно, важный момент, но хочу напомнить, что именно народные дружины из числа казаков, работающих безвозмездно в ущерб своим личным делам и семьям, составляют идейную основу всей казачьей службы. А что касается организации полноценной контрактной службы, то работа в этом направлении ведется постоянно. В числе других, мы обсуждали эти вопросы и с главами кавказских республик на недавних встречах, и с полпредом СКФО.

 

— Противники объединения общественных и реестровых казачьих организаций сейчас потирают руки и с некоей радостью говорят о том, что эта попытка потерпела крах, причем по вине реестра. Вы согласны с такими утверждениями?

— Если бы наши оппоненты не поленились и дочитали высказывание господина Баринова до конца, то им стало бы понятно, что ФАДН прорабатывает «модели объединения казачества России на единой платформе служения государству».

О процессе объединения расскажу на примере Ставрополя, когда два реестровых казачьих общества решили войти в состав Ставропольского округа и затем Терского войска. Было проведено несколько встреч с атаманами, создана рабочая группа, куда вошли представители обществ, юристы от казаков и минюста. Существующие в этих обществах уставы было предложено привести в соответствие с нормами устава Ставропольского округа, что вполне логично, ведь именно туда они собирались войти. Но атаману «Станицы Казанской» Борису Пронину и его казакам не понравились некоторые пункты устава округа. Вокруг этого разгорелся спор. К слову замечу, что это общество создано из казаков, которые ранее состояли в нашем реестровом Ставропольском городском казачьем обществе. Когда на выборном круге Пронин не набрал нужного количества голосов, чтобы стать атаманом, он увел за собой часть казаков, одновременно являющихся и членами другого сообщества под названием «Казаки-романовцы». Уже одно то, что люди состоят сразу в нескольких аналогичных структурах, говорит о том, что здесь не все чисто. Какие цели они преследуют? Постоянно вносить смуту? Зачем выходили из СГКО, если через год запросились обратно? У нас ничего не изменилось, мы как работали, так и работаем, следуя раз и навсегда выбранному пути, согласно нашему Уставу и Стратегии развития российского казачества, утвержденной Президентом России. А выходить из общества из-за того, что тебя не выбрали атаманом, извините, но это как-то по-детски. Существует правило, что круг принимает решение, и меньшинство подчиняется большинству. А если не придерживаться этих уставных правил, то в скором времени может появиться несчетное количество мизерных организаций, в которых кроме атаманов больше никого нет.

 

— Может быть, тут сыграла определенную роль, так называемая, казачья вольница?

— Думаю, что казаки, бегающие постоянно из одного общества в другое, не только путают казачью вольницу с дисциплиной, но и ищут, где бы урвать кусок пожирнее. Но тут они глубоко заблуждаются. Дело в том, что в реестре нужно серьезно работать и зачастую без зарплаты на одном энтузиазме. А работать-то не каждому хочется. Распространяемые слухи, что у нас тут все за государственные деньги, мягко говоря, сильно преувеличены. Например, в прошлом году на бюджетные средства Ставропольского края мы смогли провести 11 крупных мероприятий в округе и организовать участие наших делегаций в пяти всероссийских мероприятях. Но ведь у нас каждый год проходит порядка полутора тысяч (!) мероприятий в станичных, хуторских, городских, районных обществах, где казаки справляются сами без чьей-либо помощи. Практически все эти мероприятия имеют патриотическую направленность или нацелены на сохранение казачьей культуры и традиций. Так что рассуждения о том, что реестр находится «у кормушки», по меньшей мере, не приемлемы для любого порядочного и честного человека, а тем более, казака или атамана, в каком бы обществе он не состоял.

Еще раз замечу, что в этом году ситуация с господдержкой еще более сложная, она сократилась до одного миллиона 400 тысяч рублей. И даже для проведения таких значимых праздников, как День округа и День казачки денег не хватает. Но я думаю, мы найдем выход, и обязательно проведем все, что запланировали.

 

— Александр Вячеславович, вот вы сейчас затронули вопрос казачьей чести. Вы, наверное, знаете о том, что недавно в Ставрополе, Светлограде, в селах Надежда и Дмитриевское были расклеены листовки, в которых содержались оскорбительные выражения в адрес действующих атаманов городских и станичных обществ ТКВ. Что это было?

— Честно говоря, такая глупость просто не укладывается в рамках здравого смысла. Голословные обвинения, надписи на заборах и прочее – все это показывает низкий уровнь воспитания и образованности того, кто этим занимается. Не приходится тут говорить и о чистоте православной души, ведь не постеснялись расклеить эти гнусности даже на стенах храмов!

Используемые в данном случае методы решения спорных вопросов просто поражают. Все как-то гаденько, исподтишка. Укусил и спрятался. Но уверяю вас, что своих атаманов и казаков Терское войско не оставит без поддержки и не позволит распространять о них клеветнические слухи. Мы живем в правовом государстве, и есть законные способы отстаивания своих прав и свобод, а сейчас налицо нарушение российского закона, думаю, что и разбираться с виновниками должны компетентные органы, например, полиция. Насколько я знаю, соответствующие заявления уже поданы, есть подозреваемые.

 

— Каждое казачье общество, желая придать значимость проводимым ими мероприятиям, приглашает на них высоких чиновников или статусных общественных деятелей. Редакции известны претензии «Станицы Казанской» по поводу того, что вы якобы игнорируете их приглашения. В чем причина?

— Я уже говорил, что в Терском войске ежегодно проходит порядка полутора тысяч мероприятий, и практически на каждое из них казаки меня приглашают. При всем желании я не смогу присутствовать везде. Что касается «Станицы Казанской», то на открытие их клуба, если вы этот случай имеете в виду, меня пригласит безымянный терский казак по телефону. И раз уж мы заговорили от статусных должностях, то для их приглашения существуют определенные правила и протокол. Кроме того, я не считаю нужным своим присутствием рекламировать платные услуги, где, возможно, даже с казаков будут брать деньги.

 

— Сейчас много говорят об увеличении численности формирований национал-сепаратистского толка. Я помню, что еще в прошлом году Джеймстаунский фонд на своем сайте писал негативные высказывания в адрес нашего Ермоловского батальона и в адрес шефа Терского войска генерала Еромолова, пытаясь тем самым раздуть межнациональное противостояние. Что вы об этом думаете?

— Ничего удивительного, если вспомнить, что эта американская неправительственная исследовательская организация создана бывшим директором ЦРУ. Руководители фонда ставят определенные пропагандистские задачи, которые добросовестно выполняются, естественно, нам во вред. Западу не нужна стабилизация обстановки на Кавказе, поэтому во всех инициативах российского руководства они видят только негатив. В своих информационных источниках представляют казаков, как пришлое на Кавказ население, с помощью которого силовики якобы убивают, калечат и всячески унижают коренные народы. При этом ни слова не говорится о том, что казачество призвано стать заслоном на пути террора, подпитываемого из-за рубежа. Не рассказывают они и о существоваших столетиями дружеских отношений между казаками и кавказцами, об обычаях куначества и аталычества, не говорят о десятилетиях мирной жизни без взрывов и убийств по национальному признаку.

 

— Мы в редакции войсковой газеты «Казачий Терек» недавно перевели с английского одну статью с этого сайта, так в ней сказано, что вы якобы даже не присутствовали на круге Терского войска, когда вас выбирали атаманом, а были «одобрены автоматически». Я была на этом круге, как представитель прессы, и могу убедительно засвидетельствовать, что такое заявление не соответствует действительности.

— Вот видите, информация подается избирательно. При этом они владеют всеми необходимыми данными по ситуации на юге России, знают точную численность терских казаков, площадь сельхозугодий и прочего. Нужно обладать определенным уровнем знаний и понимания обстановки в нашем регионе, чтобы увидеть истинную причину «заботы» добрых американцев о Кавказе. Джеймстаунский фонд методично ведет работу по раздуванию сепаратизма в нашем регионе, публикация данных его исследований пропагандирует идею продолжения «холодной войны» с Россией. И он не является единственным таким ресурсом, поэтому во многом деятельность Терского казачьего войска направлена на патриотическое воспитание молодого поколения, которое включает в себя и разъяснения политической обстановки в нашей стране и во всем мире.

Беседовала Ирина Щербакова

 

Вам также могут понравиться

Возможность комментирования заблокирована!