Покровитель Терских казаков

Покровитель Терских казаковНа большом войсковом круге всегда устанавливается икона святого апостола Варфоломея. Небесный покровитель и заступник Терского казачьего войска хранит казаков, помогает принимать решения и направляет их действия.

Император Александр III издал указ от 24 декабря 1890 года, которым установил день войскового праздника и проведения большого круга для терцев — 25 августа по старому стилю, а по новому — 7 сентября. В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого апостола Варфоломея.
Он был одним из двенадцати апостолов Христа. Ему выпал жребий идти вместе с Филиппом и его сестрой Мариамной с проповедью в Сирию и Малую Азию. Следуя из города в город, они подвергались гонениям, избиениям камнями и постоянным преследованиям.

Во фригийском городе Иераполе последователи Христа увидели особенно много языческих капищ во главе с храмом, посвященным огромному идолу — ехидне. Житие повествует, что чудотворной молитвой святые «как бы копьем победили ту ехидну и умертвили ее» и остались в городе проповедовать.
Здесь жил Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы исцелили его, после чего Стахий пожелал креститься. Молва о чудесном исцелении быстро разнеслась по городу. Люди слушают проповеди, принимают крещение и забывают о своих языческих храмах.

Слухи эти дошли и до жены градоначальника Никаноры. Она страдала от укуса змеи и медленно умирала в своем дворце. В отсутствие мужа измученная женщина повелела рабам отнести себя к христианским проповедникам. Они исцелили ее, и Никанора уверовала в Христа. Узнав об этом градоначальник повелел схватить апостолов.
При большом стечении народа Варфоломея, Филиппа и святую деву Мариамну потащили с побоями через весь город. Начальник города, он же главный судья, выслушал жалобы языческих жрецов о том, что в их храмы больше не несут жертвы из-за чужестранных проповедников. Градоначальник предположил, что сила подсудимых – в их одежде и заставил сорвать ее. Под одеянием Варфоломея и Филиппа ничего крамольного не нашли, а вот когда попытались обнажить Мариамну, она превратилась в столп огня и обожгла нечестивцев.
Это не убедило правителя, и он осудил святых на распятие.

Филиппа и Варфоломея распяли, просверлив им ступни ног и продев через отверстия веревки. Тут разразилось внезапное и очень сильное землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и неверующими. Все оставшиеся в живых поспешно бросились снимать с крестов распятых апостолов, с рыданиями просили их умолить Бога о милости.

Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его удалось снять быстро. Филиппа же повесили очень высоко, и он продолжал еще живым молиться за грешников. По его молитве земля исторгла живыми всех, кто был поглощен, кроме градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все уверовали и решили креститься. Филипп скончался, а святой Варфоломей крестил всех поверивших и назначил епископом Стахия. Тело святого апостола Филиппа с честью похоронили, а на том месте, где текла его кровь, за три дня выросла виноградная лоза.
После погребения апостола Филиппа, пути святого Варфоломея и девы Мариамны разошлись. Она направилась в Ликаонию, где умерла, а Варфоломей ушел в Индию, где проповедовал очень много лет и, по преданию, перевел Евангелие от Матфея. Далее его путь лежал в Армению. Здесь каменные и деревянные идолы дико кричали при его появлении. Варфоломей прославился многими чудесами и исцелениями, крестив царя. Этим апостол вновь вызвал ненависть языческих жрецов. В городе Албане апостол принял мученическую смерть через распятие вниз головой, снятие кожи с тела и отсечение головы. Верующие поместили его останки в оловянную раку и похоронили. Место погребения святого Варфоломея обрело славу: бесконечная череда паломников получала там чудесные исцеления, многие принимали крещение.

Спустя время город захватили войска персидского царя Хозроя. Служители персидских религиозных культов выкопали мощи святого и бросили в море. Оловянная рака пристала к острову Липару. Епископ острова Агафон заранее увидел вещий сон, и вышел в сопровождении священников и народа на берег. Мощи были торжественно принесены в церковь. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

Наталья Гребенькова