Терское Войсковое Казачье Общество
Мы вместе! Мы едины!

Жить по вере православной на своей земле. 30 лет Яманскому казачьему кругу

Яманский казачий круг – это реестровое Яманское хуторское казачье общество в селе Варениковском Степновского муниципального округа. Раньше, до революции, село Варениковское было хутором, который назывался ногайским словом «Яман» — плохой. От Ставрополя туда ехать 280 километров, и это самая восточная окраина региона, а дальше уже — Республика Дагестан. Команда ИА «Казачье Единство» отправилась на казачий праздник в честь 30-летия с момента объединения казаков вокруг одной лишь цели – встать на ноги и укрепиться на этой земле ради своих детей.

Теплый февраль, больше похожий на весну, поля начинают зеленеть. Дождь и урожай – об этом все казачьи молитвы на территориях Ставрополья, которые называют «зоной рискованного земледелия» из-за непростых климатических условий. Бывает всякое: и засуха месяцами, и саранча, и град. Площадь всего Степновского района — 1 887 км². И в основном здесь живут фермеры.

Вера и многодетность – условия выживания

От самого поклонного креста у начала села Варениковского верховые казаки в васильковых терских черкесках едут до храма во имя святых Царственных Страстотерпцев, полностью построенного и содержащегося на средства общины. Им вслед, оглаживая благородную седую бороду, с прищуром смотрит Виктор Жигалкин – известнейший, уважаемый казак на Северном Кавказе, можно сказать, легенда и «знамя» степновчан. Или же «степняков», как часто называют здешних казаков.

Все собираются у храма, поставленного на возвышении. На площадке позади храма у коновязи неспешно «паркуют» лошадей, разговаривают. Много детей и подростков в седле. Скоро заливается праздничный колокольный перезвон, созывающий на молебен. Это, кстати, голос электронного звонаря – здесь и в другом построенном казаками храме, в селе Зеленая Роща несколько лет назад казаки поставили такое оборудование.

Крестясь на образ Государя Николая II над входом, мужчины входят в храм. Внутри все чин по чину: правая часть пространства церкви занята мужчинами, левая – женщинами, никто не путается вперемежку. Пономарит самый младший сын Виктора Жигалкина — Вася, еще подросток. К слову, у Виктора Васильевича 26 внуков и 7 правнуков. Многодетность у большинства степновских казаков – не просто норма, а условие выживания.

Иерей Василий Путивской – первый друг, наставник и брат казаков. Он окормляет три храма в Степновском районе, из них два – полностью казачьи, от фундамента до всей постоянной жизни на приходах. Батюшка служит молебен о здравии, затем панихиду об упокоении всех усопших, поминая имена казаков. К слову, и в храме Святого Георгия Победоносца в с. Зеленая Роща, и здесь, в Варениковском храме святых Царственных Страстотерпцев есть доски, на которых высечены слова молитвы об упокоении воинов и казаков, на поле брани убиенных, в годы гонений за веру и Отечество пострадавших.

После панихиды батюшка освящает два синих знамени, стоявших у алтаря – Яманского казачьего круга и стяг с ликом Императора Николая II. Эти знамена будут служить хоругвями на крестных ходах. В проповеди отец Василий говорит, что казачеством стоит эта земля, поздравляет терцев с праздником. Потом все также чинно подходят к иконе и кресту, женщины по очереди в строгой очередности за мужчинами. Общее фото на ступеньках, с освященными знаменами. Фотографируются казаки и у коновязи с лошадьми.

Праздник продолжается богатым застольем в местной столовой. Местные, конечно, знают толк и в хлебе насущном, и в наваристом бараньем шулюме. Дети и женщины постарались устроить концерт, играют песни. Молодежь не сидит, помогает накрывать, ухаживает за старшими, няньчает малышей. Весь этот уклад не построишь за день, и его видно сразу. За тостами старшие говорят теплые слова поздравлений и пожеланий, но во всех речах один лейтмотив – держаться вместе и за свою землю.

Восточные районы Ставрополья, как и в вообще сельские территории по стране, годами продолжают постепенно терять русское население. Все равно урбанизация берет свое, идет отток людей в города – поближе к больницам и банкоматам, комфортной инфраструктуре и хоть какой-то работе. И, если бы не казачество, как отметил отец Василий, то население Степновского района сокращалось бы еще быстрее.

— Да, современная молодежь смотрит на город. Но как Божий день ясно, что здесь наша земля. Она наша кормилица, в трудную минуту поможет и прокормит. И здесь дети вырастают умными и успешными. Более того, могут наступить времена, когда не мы в город поедем, а городские жители поедут к нам на село, — говорит батюшка. — Бог всегда был с нами, всю историю нашего Отечества. Дай всем нам силы духа, крепкую веру и непоколебимую любовь.

Позже мы разговариваем на улице, и отец Василий Путивской рассказывает о казаках:

Они с самого начала быстро поняли, что защищать веру православную надо не на словах, а на деле: молиться в храме, буквально жить в нем. А это невозможно, когда приходится ездить в соседние города на службу. Казачья жизнь ведь не полна без веры, без храма. Это не наш дух. Вера, Отечество и казачество – не пустые понятия для нашего народа. Наше казачье, православное братство и жизнь по вере выше обычного человеческого родства, — говорит священник.

Как рассказал отец Василий, оба храма в Варениковском и в Зеленой Роще не только построены, но и украшаются, и полностью содержаться за счет казаков. Все они в основном занимаются фермерством, работают на земле.

Стать казаками на деле заставила жизнь

В Степновском районе у казаков 14 тысяч гектаров пашни, и работают на ней только казаки. Атаман Яманского казачьего круга Сергей Любезных во главе общины больше 15 лет. Он второй атаман за 30 лет, первым был Виктор Жигалкин. После его перехода на должность районного батьки, казаки каждый раз выбирают Сергея Петровича. А чего менять? Людей-то немного, все друг друга знают, никаких подковерных интриг. Тем более, что Любезных – сам крепкий фермер, стоящий у истоков зарождения общины и прошедший со своими братьями все трудности.

— Сама жизнь нас заставила стать казаками. Когда мы впервые собрались на улице, у Дома Культуры, у нас не было ни управы, ни спортзала. Это и был наш круг. Мы буквально становились в круг и принимали решения. С самого начала поняли, что нужно заниматься молодежью, воспитать ее сильной, чтобы наши дети ничего и никого не боялись. По истечении 30 лет, оглядываясь назад, можно сказать, что казачество у нас состоялось, — говорит он.

Самое сложное было встать на ноги – вспоминают казаки. Они хорошо помнят, как быстро пришло понимание: казак обязательно должен жить на земле, без этого никогда не будет ни силы, ни авторитета. После крушения СССР фермерами стали первых 18 человек (и среди них Сергей Любезных).

— Конечно, как решили взять землю — сразу появились проблемы, но мы выстояли, укоренились, развились. Мое личное хозяйство я начинал с 80 гектар. Сейчас – более 2000 га. Уже теперь наши дети подтягиваются. Мои три сына состоят в Яманском кругу. Один депутат районного совета, сейчас его выбрали и в краевой. Идут наши люди и во власть, и администрация работает с нами. Мы делаем все, что можем для развития села Варениковского. Вообще у нас в районе на местах все решает казачество. Мы вносим свой вклад в благоустройство территорий, асфальтируем дороги, тротуары, помогаем по мере сил, — Сергей Любезных явно не хочет хвастаться, но работу казаков и жители района, и администрация видят воочию.

Виктор Васильевич Жигалкин, известный своей прямотой, в нескольких словах напоминает 30-летнюю историю общества.

Я похвалю Яманский казачий круг. Мы первые установили межнациональный порядок в нашем районе. В 43 года я начал ходить на дискотеку, как и другие наши старшие казаки. Конечно, не для танцев, а для того, чтобы пресекать драки среди молодежи. В 1990-е годы здесь очень тяжело стало русским людям, процветал бандитизм. Воровали людей, скот, машины угоняли. Государство в этом время было слабое, и мы поняли, что надо надеяться только на себя.

С 1991 года казаки буквально рисковали свободой, потому что приходилось лезть в драки. А что было делать, когда даже на свадьбы приходили бандиты и открывали двери ногами? Могли, например, невесту потребовать, сесть без приглашения за столы. Что творилось на сельских дискотеках и сейчас вспоминать не хотят. Не один год, миновал, но ситуацию переломили. Когда приняли присягу, Бог вразумил охранять поля колхоза Чугуевский. Это стало по сути казачьей службой: навели порядок и там, сплотились, появилось настоящее дело. Виктор Васильевич всегда говорил, и это его главный завет и теперь: казаки должны быть многодетными, богатыми и независимыми. Появились средства – сразу задумались, что храма нет.

— Покойная наша казачка, Наталья Прищепа сказала: казаки, надо строить храм, — рассказывает Виктор Васильевич историю строительства церкви в Варениковском. — Мы сами себя обложили налогом, стали отчислять деньги. Назвали его в честь Николы Угодника, хотя мы точно не знаем, во имя кого был у нас в селе храм до революции. Комсомольцы сделали из него клуб, потом он развалился. Сестра этой Наташи, Любовь Сотникова, ездит по святым местам, она была в Подмосковье, и там подошел к ней старец и сказал: казаки храм начали строить, скажи, чтоб они его освятили в честь святых Царственных Страстотерпцев. Она приехала и нам сказала. Потом поехала она в другое святое место. И опять подходит к ней старец и говорит: пусть назовут храм в честь святых Царственных Страстотерпцев – последних в империи покровителей казачества. Не назовут – храм не построят. Мы переделали проект, и с Божией помощью начали. Первый в Степновском районе храм вырос с нуля.

Ответственность перед всем районом

Только лишь храмом помощь казаков району и поселениям не заканчивается. Сами себе начислили налог на поддержку сельчан и благоустройство.

Сергей Уваров, атаман Степновского районного казачьего общества, тоже поздравляет братьев с юбилеем:

Яманский круг всегда был небольшой по численности, но боевой и активный. Я рад за вас. Слава Богу, не только ваша община состоялась, но и всего района. Мы живы, нас видно и нас знают, — констатирует атаман.  

На улице мы спрашиваем его о той социальной роли, которую несут степновские казаки.

— Мы помогаем всем учреждениям, — говорит Сергей Александрович. — Я как районный депутат, знаю, что бюджетных средств не хватает на все. Скажу за свое село – Зеленую Рощу, где я живу и являюсь казаком. Наша община помогла детскому саду: его хотели закрывать из-за отсутствия средств на модернизацию пищеблока. Если садик закроют – люди ведь побегут из села. Мы приобрели сертифицированное оборудование в разделочный цех за 260 тысяч рублей. Потом решили вопрос с сантехникой в том же саду, выделив около 200 тысяч. В новой школе через пять лет после постройки просели полы и раздавили канализацию. Мы нашли специалиста, за неделю на новогодних каникулах всё отремонтировали, даже занятия отменять не пришлось. Цена вопроса — полмиллиона рублей. В Дом культуры оборудование покупали, там ничего не было у работников – только зарплата и стены. Я говорю сейчас за Зеленую Рощу, потому что я там живу. Но и в Варениковке, и в Степном такие же проблемы, и казаки точно так же помогают. Определяем, сколько кто может с гектара дать вскладчину, и вносим свою лепту.

Поздравить казаков Яманского круга приехали братья из всех поселений Степновского района: Степного, Зеленой Рощи, Ольгино и других. Все поддерживают между собой связи. В зале даже на беглый взгляд, судя по похожим лицам детворы, немало общих семей.

Здесь стараются всем детям дать высшее образование, и налицо – обратная тенденция: из больших городов молодежь в основном возвращается на малую Родину. Потому что здесь есть работа на земле. Например, все три упомянутых и сына атамана Сергея Любезных вернулись и состоят в общине. Старший – юрист, уже открыл свое хозяйство, занимается семеноводством. Средний – инженер, трудится в семейном бизнесе. А младший – агроном, закончил Ставропольский аграрный университет и тоже вернулся в родное хозяйство.

— Человек почему уезжает? – рассуждает Сергей Любезных. — Потому что хочет достойно зарабатывать, кормить семью. У нас люди дома, никуда не уезжая, получают по 40-50 тысяч в месяц. Кто более активен – премируем. Работа на земле всегда есть. Конечно, насильно мы никого не держим, кто хочет – пусть едет, пробует. Но с детства наши казаки никогда не будут настраивать детей уезжать, что здесь «дыра», а где-то лучше. Где бы ты ни был – надо быть везде хозяином. На «дядю» работать не для нас.

bsh

Так и Сергей Уваров, размышляет о том, что легко порвать с малой Родиной, уехать за «длинным рублем», который еще никого не сделал счастливее:

Я не понимаю, как можно не ощущать связь со своей землей? Я здесь, в Варениковском родился, здесь похоронены мои дедушка и бабушка по материнской линии. Я ухаживаю за родными могилками и вижу заброшенные предков тех, кто уехал. Уезжают и рассказывают, как где-то хорошо. Удивляюсь: как так можно? Твои деды здесь, по этой земле ходили, дышали этим воздухом, тебе разве это не дорого? А человек сначала уезжает в Ставрополь — там ему не нравится, потом в Москву – жилья нет там. Когда не знаешь, чего ты хочешь, везде будет не так. Чего ты туда едешь? У тебя здесь братья, мама старенькая, могилки. Так не должно быть. Мы же не курай, который в поле ветер носит. Это наша земля…

От столовой буквально несколько десятков метров идти до спортзала. Его казаки полностью оборудовали всем спортснаряжением, назвали в честь Федора Емельяненко и повесили его большой портрет для примера молодежи.

— Нынешнему поколению мы создали тепличные условия. Они того, что мы прошли, не видели, — говорит Виктор Жигалкин, показывая нам спортзал. – Главное, чтобы мы были едины и дальше. Ведь изначально у нас не было ни одного атамана – предателя…

Казаки проводят турниры в честь трагически погибшего Ивана Жигалкина, в память о котором изготовили бюст.

И добавляет: 

— Я читал Евангелие от Марка. Там написано: царство, разделившееся само в себе — не устоит.

Команда «Казачьего Единства» с этим согласна полностью. Помощи Божией, здравия всем степновским казакам, а главное – единства!

Текст и фото: Наталья Гребенькова.

Вам также могут понравиться

Возможность комментирования заблокирована!