ПЕРВОМАЙ, ИЛИ ВЕЛИКАЯ СРЕДА
Хочу поделиться с читателями газеты (имеется в виду первоисточник — газета «Лик Кавказа») своими мыслями, которые волнуют меня последние несколько лет. Связаны они с прочным вхождением в нашу жизнь Интернета и уверенной адаптацией в сети людей старшего и среднего поколения, не умеющих фильтровать всякий спам и рассылающих всем подряд поздравления с праздниками, неоднозначно воспринимаемыми в новой России, при этом даже не задумываясь о том, какие чувства эти поздравления могут вызвать у их получателей.
На Страстной седмице у христиан, готовящихся к Светлому празднику Пасхи, переживая в душе самые страшные события в мировой истории, всегда много искушений. Но испытания неоднократно усиливаются, если Пасха, как в этом году, поздняя, и Страстная неделя при таком раскладе совпадает с так называемыми «майскими праздниками», а сам Первомай приходится на Великую среду, день, когда вспоминается предательство Христа Иудой, одним из Его ближайших учеников.
О Первомае с утра мне напомнили знакомые казаки, наполнившие телефон картинками и видеороликами, озвученными «Москвой майской» на фоне развевающихся красных знамен и плакатов с изображением «великих вождей». Но я, уж простите, и в школьные годы не любила этот праздник с обязаловкой становиться в праздничную колонну.
В книге Зинаиды Ждановой о святой Матроне Московской говорится о том, что блаженная в дни демонстраций просила окружающих плотно закрывать окна и форточки, чтобы жилище не наполняли полчища бесов. И хотя Православная Церковь подвергает этот факт большому сомнению как приписанный святой Матроне ее первым биографом, все же жалкое подобие крестного хода и прославление далеко не святой «советской троицы» в нарушение Божией заповеди «не сотвори себе кумира» – действительно не из числа событий, пронизанных благодатью.
Но, кроме Первомая, оставшегося в праздничном календаре, хотя все-таки с измененным названием, без прежней идеологической составляющей, есть и другие «праздники», кем-то сознательно воскрешаемые в новой России. Помню, в 2022 году один казак поздравил меня с Днем рождения Комсомола, потом с годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции и 100-летием образования СССР. Ностальгия по молодости? Что ж, нам не нравился 1991-й – зеркальное отражение 1917-го. Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126:1).
Эпоху Советского Союза надо оценивать объективно, отделяя зерна от плевел, а не наделять светлыми красками совершенно не обоснованной идеализации: дескать, в основе ленинских идей те же христианские ценности. Да что вы? Как говорится в Евангелии от Матфея (7:16), «по плодам их узнаете их».
Добить казаков!
«Киев. Раковскому, Антонову, Подвойскому, Каменеву: «Во что бы то ни стало, изо всех сил и как можно быстрее помочь нам добить казаков…» Ленин. 24 апреля 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. Соч. Т.50. С.290).
. Перевешаем попов!
«… Прекрасный план. Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом «зеленых» (мы потом на них и свалим) пройдем на 10–20 верст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премии 100 000 руб. за повешенного». Ленин. Конец октября – ноябрь 1920 г. (Латышев А.Г. Указ. соч. С 31; РГАСПИ. Ф. 2, Оп. 2, Д. 380. Ленинское рукописное распоряжение).
Вот истинное лицо человека, до сих пор лежащего в Мавзолее на главной площади страны, значки с изображением которого мы носили на груди вместо крестов с распятым Христом Спасителем. Это «добрый дедушка» советских детей, «самый человечный человек», как называл его поэт Владимир Маяковский, позднее ставший, как и многие, жертвой восхваляемого им строя.
Образцово повесить и отнять весь хлеб!
«В Пензу, 11.08.1918 г.Товарищам Караеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам.Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят последний решит[ельный] бой с кулачьем. Образец надо дать. 1) Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. 2) Опубликовать их имена. 3) Отнять у них весь хлеб. 4) Назначить заложников – согласно вчерашней телеграмме. Сделайте так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц кулаков. Телеграфируйте получение и исполнение. Ваш Ленин. (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57. Вещательная телеграмма впервые опубликована в ноябре 1991 года. РГАСПИ. Ф.2. Оп. 1. Д. 6898).
Русский православный историк, доктор исторических наук, академик РАЕН Владимир Лавров в своей книге «Православный взгляд на ленинский эксперимент над Россией», приводя такие ужасающие цитаты, пишет о том, что «партия Ленина и Сталина совершила столько преступлений против человечности, что ее деятельность, ее марксистско-ленинская идеология должны быть признаны преступными в России».
А у нас наоборот – воскрешение памяти о «славных советских временах». Однако следует заметить, что бывшие комсомольцы, до сих пор сидящие на руководящих местах, возвращая к столетию ВЛКСМ свой любимый праздник юности, писали только о великих стройках пятилеток, подвигах героев, ни слова не упоминая о позорных деяниях, – участии комсомольских активистов в продразверстках, обрекавших целые семьи на голодную смерть, о разрушении храмов, о чем в начале этого века, когда еще были живы очевидцы событий, я как журналист сполна наслушалась в казачьих станицах на Ставрополье. А потому искренне не понимаю казаков, рассылающих 29 октября поздравления с днем рождения Ленинского Комсомола, а уже 30-го, в День памяти жертв политических репрессий, приходящих к поклонным крестам – почтить память предков, жертв кровавого большевистского террора.
«Только тот может судить о жизни в СССР, кто носил все эти «знаки отличия», – примерно такой текст увидела я на странице в социальной сети у человека, имеющего прямое отношение к казачеству и храму, под изображениями трех значков советской поры с соответствующей градацией: октябрятский, пионерский, комсомольский – с портретами вождя в разные периоды его жизни. И это в то самое время, когда Церковь вспоминала первый тяжелый удар – 100-летие кампании по изъятию церковных ценностей под видом помощи жертвам голода, который сама же и развязала безбожная власть с Лениным во главе.
Терское общество любителей казачьей старины ведет последовательную и очень ценную работу по историческому просвещению, воскрешая и добрую память о людях дореволюционной поры, очищая от грязи и шелухи имена святого государя императора и членов его семьи, жестоко убитых незаконно захватившими власть большевиками, но, самое ценное, извлекая из архивов когда-то старательно засекреченные документы – рукописи представителей Белого движения, вынужденно эмигрировавших из родной страны. Благодаря их воспоминаниям мы узнаем альтернативную советской трактовку известных событий – октябрьского переворота и братоубийственной Гражданской войны, вдавившей такой тяжелый след, что мы до сих пор не можем избавиться от этого наследия.
Только Великая Отечественная, освободительная война, ценой невероятных потерь и страданий помогла поколению наших отцов, дедов и прадедов вновь ощутить себя единым народом-победителем, вернуть и патриаршество, и, хотя бы ненадолго, нормальное отношение к Церкви Христовой и другим конфессиям. И день Великой Победы, кстати, всегда приходящий к нам в пасхальные дни, одинаково дорог всем россиянам, независимо от национальности, вероисповедания и других взглядов. Ведь на Парад 9 Мая многие из нас выходят с портретами не вождей, а своих родных, спасших и нашу страну, и всю Европу от фашизма.
Конечно, среди героев той войны было много и комсомольцев, и совсем юных патриотов с пионерскими галстуками на груди, достойных нашей благодарной памяти. Однако не стоит вспоминать, чему учила Коммунистическая партия: якобы только в советской стране, свободной от рабства и угнетения самодержавием, даже дети способны совершать великие подвиги во имя Родины. Молодые и совсем юные герои были в России во все времена: и в Отечественную войну 1812 года, и в Первую мировую. И если старательно углубиться в родословные мужественных защитников страны, полистать документы архивов, мы наверняка найдем ответы в генетической памяти. У скольких Героев Советского Союза предки были Георгиевскими кавалерами, которых разными всевозможными способами душила за служение царю и Отечеству советская власть. А у комсомолки Зои родной дед, Петр Иванович Космодемьянский, священномученик, пострадавший за веру. И сама фамилия христианская – от святых Косьмы и Дамиана.
Духовник Святейшего Патриарха Кирилла священноархимандрит Илий Ноздрин с болью и переживаниями напоминает о том, что к достойному будущему Россию может вывести только искреннее покаяние народа: «Давайте жить по Закону Божию, и тогда и мир будет в стране, да все необходимое приложится, и жизнь по воле Божией устроится», – говорил он в одном из интервью.
Таинство исповеди установлено для нас и вечером Великой среды. Но многие, похоже, в это время отмечали Первомай. Признаться, меня немало удивил уважаемый казак, как раз во второй половине дня приславший картинку с дымящимися на мангале шашлыками и стихи, призывающие вспомнить традицию маевок и опрокинуть рюмочку «за Мир, за Труд, за Май». Здесь уж я, до этого молча удалявшая поздравления, не сдержалась. Отправила в ответ открытку с Великой средой и комментарий: «Какие шашлыки на Страстной неделе? На фронте гибнут наши воины и казаки». В ответ – тишина. А тут одна уважаемая казачка наговаривает на whatsapp предложение весьма достойной темы для газеты, связанное с дореволюционным прошлым одного из городов Кавминвод. Но весь интерес к информации тонет в преамбуле: «Поздравляю с Первомаем! Правда, с погодой нам в этот раз не повезло, да и не отмечают этот праздник так, как в наше советское время. Как жаль, что оно прошло…» И уже с раздражением в голосе вынуждена и в этом случае дать ответ: «Не отмечаю Первомай и не ностальгирую по прошлому. Рада, что это безбожное время кануло в небытие. Открыты храмы. Сегодня – Великая среда…» Теперь и в голосе собеседницы явное разочарование и недоумение: «Да про Первомай я так, ради красного словца, главное-то не в этом…»
Тогда и начните с главного. А если уж в нашем постсоветском обществе смешалось все в одну густо заваренную кашу, четко определите, кого из знакомых, друзей, родных с какими праздниками поздравлять, чтобы невольно не обидеть, не разозлить, не ввести в искушение…С Днем международной солидарности трудящихся (Весны и Труда) поздравьте людей старшего поколения, ветеранов, оставшихся на прежних взглядах. Это их право и их правда. А у тех, кто, слава Богу, познал Христа, есть впереди только праздник Пасхи.
В Великий четверг во время Божественной литургии Чаша в руках у владыки Феофилакта вызвала у меня искренние слезы. Может, потому, что, как в первые годы воцерковления, на фоне всего происходящего я почувствовала ее истинную ценность. Вспомнились щемящие кадры причастия пастырями верующих через ограду Киево-Печерской лавры накануне ее закрытия. И недавние кадры захвата еще одного из храмов УПЦ в Вербное воскресенье. Здоровые «молодцы» – исполнители приказа – проталкивают к дверям, роняя на пол, смиренных старушек. «Кто с вербами, тот москаль», – выкрикивают активисты от народа, хлопками провожают туда же, к выходу, схваченного под руки священника с крестом: «Ганьба, на Москву!» Многие из «группы поддержки» как раз подходят по возрасту к комсомольцам из Советского Союза.
Все это мы уже проходили в своей единой огромной стране, жившей под красными знаменами. Вот и подумалось с тревогой: а если по завершении срока пребывания на посту православного президента вернутся в Россию, не дай Господи, страшные богоборческие времена, защитит ли нашу святую православную веру казачество, именуемое христолюбивым? Твердо уверена в тех, кто обрел ее в боях в зоне соприкосновения, принял крещение в храмах-блиндажах, кто причащается Святых Христовых Таин у полковых священников в минуты затишья между сражениями. Есть, конечно, и твердые исповедники веры в тылу – и в Терском войске, и в Баталпашинском отделе войска Кубанского. Но разочарование – горькое чувство.
19 мая, в день рождения царя-мученика, совпавшего еще и с праздником святых жен-мироносиц, мне с утра прислали казаки картинки с пионерской символикой – привет из страны, окутанной туманом безбожия, где дети, подняв над головой правую руку, радостно кричали: «Всегда готовы!»
Автор: Елена ХРИСТОСОВА.
Источник: газета «Лик Кавказа» от 24 мая 2024 г., № 5 (191).
Возможность комментирования заблокирована!