Методические рекомендации к традиции «Щедровок»
«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.
Реконструкция № 5.
В настоящее время уже мало кто помнит, как и когда это можно делать, хотя при большом желании разобраться вполне реально. И прежде всего, стоит определиться с датами проведения основных праздничных мероприятий. Старый Новый год припадает на рубеж двух церковных святок – Мелании Римлянки и Святого Василия Великого, покровителя всех тяжелобольных.
13 января православная церковь отмечает День памяти святой Мелании (его также называют Меланки, Маланки, Миланки). В это время православные встречают Щедрый вечер (Щедрец).
У украинцев, белорусов, а также на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере – Васильев вечер. В прежние времена к нему накрывали щедрый стол с «богатой» кутьей – с медом, изюмом и орехами или же с добавлением мяса и сала.
Подавали блюда из свинины, ведь это животное считалось символом плодородия и достатка, а вот есть птицу и рыбу не было принято, так как полагали, что в этом случае счастье могло «улететь» или «уплыть» из дома. Праздничное меню также включало разнообразную выпечку.
Утром 13 января дети поздравляли всех с Меланкой (меланковали), исполняя нараспев небольшие стишки. А вечером девушки обходили дома своих соседей и пели щедровки, поздравляя всех со Щедрым вечером. Считалось, что святой Василий в этот вечер приходит в каждый дом, чтобы сообщить хозяевам о наступающих новогодних праздниках. Щедрование сопровождалось песнями и танцами.
Щедровать принято на Меланку, тогда как посевают уже на рассвете 14 января, когда в силу вступает Василий. Большое значение имеет то, кто зайдет в дом первым, хорошим знаком считается, если им окажется мужчина – это сулит хозяевам крепкое здоровье и благополучие в течение всего следующего года. Поэтому посевать отправляются только мальчики или молодые мужчины. А вот щедруют представители обоих полов, причем парни устраивают костюмированные представления с плясками и шутками.
Можно распределить роли, выделив звездаря, являющегося главой веселой делегации, звонаря, оповещающего хозяев о ее приходе с помощью небольшого колокольчика, и мехоношу, собирающего в мешок хозяйские гостинцы и переносящего их по всему маршруту.
А вот посевать (сеять зерно) обязаны мальчики, парни и взрослые мужчины, с порога желающее крепкого здоровья и долголетия хозяевам. Во всех случаях последние должны благодарить поздравляющих их гостей, вне зависимости от того, являются ли они знакомыми или нет. Давать принято разные вкусности и небольшие суммы денег, никого нельзя выпускать из дома или со двора с пустыми руками.
В давние времена люди верили в то, что гурьба щедрующих и посевающих приносит в дом счастье и достаток, прогоняя своим пением и весельем беды и болезни прочь.
По воспоминаниям Ивана Ивановича Желтобрюхова (Мечетинский юрт).
Перед Новым годом на Меланью ходили мужчины и женщины разными компаниями щедровать и петь меланьицы. Мужчины пели:
Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье.
Семьсот казачков под одним колпачком,
Ходили, блудили они приблудились к белому шатру.
Шатровая девочка сидит под окошечком,
Подушечку шьет, подковочку льет.
Свят вечер, кого величать?
Наш Иван у люлечки качается,
Его матушка убивается:
Не служи королю, служи Богу-царю.
Бог тебе даст коня вороного,
Ступчатого, переступчатого,
Лисью шапку и кожаные сапоги.
На Василия Великого (Новый год по старому стилю) по утрам ходили мужчины посевать. Раньше бегали казачата. Бросали зерна в святой угол на иконы со словами:
Сею, вею, посеваю
С новым Годом поздравляю.
А в поле в поле сам Господь ходит,
А дева Мария Бога просила:
Уроди Боже
Жита, пшеницу,
Горох, чечевицу.
Детям давали круглики, пирожки.
Чаще всего в Щедрый вечер проводился обряд «Вождение козы». Иногда в козу обряжался человек, а иногда это была кукла на палке. Смыслом обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…», где образно рисуется будущий урожай. Свита козы – ряженые цыган, поводырь, мехоноша и группа исполнителей в праздничных нарядах.
Пример сценария «Вождения козы»
Поводырь: Хозяйка, пустите козу?!
Хозяйка: Милости просим!
Хор: Добрый вечер вам, честным господам,
Мы не сами идем, мы козу ведем.
И рогатую, бородатую.
Коза: Я – коза рогатая, на шалости богатая,
Колядую, колядую, я зайду в избу любую,
Я коза-дереза, в гости к вам приехала,
Дайте рубль, дайте два, чтоб назад уехала!
Поводырь: Только коза у нас шкодливая, смотрите!
Коза бегает по дому, шалит, пытается что-то сломать, куда-то влезть.
Хор: Недавно козу брали, была молодая, а теперь состарилась.
Вредная стала, никого коза не боится, только вот кого.
Подходит человек с посохом и шуточно ударяет козу в лоб, коза падает.
Поводырь: Ой, моя коза! Что ж я теперь делать буду?
Хор: А ты мехонос, дуй козе в нос,
Посреди двора стань коза жива,
Да пройдись по этому двору,
По этому двору, по хозяйскому.
Хозяин идет – колбасу несет.
А на рожечки – два пирожечка,
А на хвостик – сала кусочек.
Коза «оживает» и поет:
Хозяин хороший, дай мне гроши,
Дай сало, чтоб я не дрожала.
Дай пирогов, не могу поднять рогов.
Хор поет коляду, а коза ее обыгрывает:
Где коза ходит – там жито родит.
Где коза хвостом – там жито кустом.
Где коза ногою – там жито копою.
Где коза рогом – там жито стогом.
Добрый вечер! Щедрый вечер!
С Новым годом! С праздником!
Щедровки и посевалки
***
Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Прилетел сокол,
Сел на оконце,
Кроил суконце.
А остаточки хозяевам на шапочки,
А обрезочки да на поясочки,
Здравствуйте, с праздником!
***
В День Васильев, самый лучший,
Пожелаем благополучья.
Был, чтоб следующий год
Полон всяческих щедрот.
Сколько свечек, столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья на долгие лета!
На счастье, на здоровье, на новое лето,
Роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу.
Уж дай Вам Бог, чтобы рожь родилась,
Сама в гумно свалилась,
Из полузерна пирог –
С топорище длины, с рукавицу ширины!
***
Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.
***
Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько ёлок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
***
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте!
Щедрый вечер, добрый вечер!
***
Щедрик-Петрик,
Дайте вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дайте кусок сала.
Выносите скорей,
Не морозьте детей!
Возможность комментирования заблокирована!