Методические рекомендации к обряду «Посажение на коня»
«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.
Реконструкция № 2
Традиционный казачий обряд для мальчиков «Посажение на коня» обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье. Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к сообщности вольных сынов Тихого Дона: «Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук служилого казака, он ребенком – уже был казаком.
Позднее, младенческая инициация трансформировалась в обряд посвящения в казаки. В обряде, как правило, участвовали официальные лица. Посвящение в казаки проходило лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: «казачок рода Астаховых». Но перед тем как ленту надеть, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов».
В наше время «Посажение на коня» чаще проводится, как массовое мероприятие для маленьких казачат в возрасте от трех лет. Организаторами проведения выступают казаки, состоящие в казачьей общине. Для той общины, в которой никогда раньше такая инициация не проводилась, мы приводим основные рекомендации.
- Определитесь с казачатами. Сколько у казаков вашей общины сыновей в возрасте от 3-х до 10 лет? Если есть хоть один претендент на «Посажение», учтите следующие.
- Организаторы должны пообщаться с каждым родителем, чтобы в первую очередь, объяснить всю важность обряда для мальчика и его семьи. Ведь эта инициация – это момент взросления, после посажения мальчику запрещается «распускать нюни», прятаться за мамкину юбку, ныть по поводу и без.
- Мама на посажении обязательно должна быть в юбке или платье. Высший пилотаж – традиционная казачья одежда.
- Казачок в традиционной одежде. Многие родители к этому дню шьют бешмет, кубаночку, штаны. Бывают, конечно ситуации, когда у родителей реально нет такой возможности. Тогда вы, как организаторы предоставляете одежду, но с условием, что кубанка все-таки своя.
- Рекомендуем родителям заранее сходить с ребенком в парк и прокатиться верхом на лошади, чтобы на посажении не было паники, особенно если ребенок маленький.
- Хорошо будет устроить в этот день праздник для казачонка, с приглашением родственников, застольем и, конечно, подарками, чтобы этот день запомнился ребенку как настоящий праздник.
- Наличие крестного отца на обряде желательно. Если таковой отсутствует, заменить его сможет атаман.
- Хорошо, если сопровождать обряд будет живой казачий коллектив, это намного лучше, чем песни из колонки.
- Порядок проведения самого обряда:
— сначала мама покрывает коня своим платком. Кстати, платок не должен быть маленьким, лучше всего подходят большие и красивые павлопосадские шали;
— крестный сажает мальчика сверху и сопровождает его пока конь идет по кругу. Рекомендуем не делать маленьких или огромных кругов. Иногда, вместе с крестным идет отец, а иногда конюх потому что переживает за поведение коня. Кстати, об этом лучше подумать заранее и попросить его одеться прилично объясняя, что он попадет в кадр фото или видеосьемки, которую важно обеспечить для памятных кадров. Круто если конюх казак;
— пока идет конь, ансамбль играет (лучше темповые, например походные) казачьи песни. Ансамбль может идти за конем, а может стоять в стороне;
— после прохождения по кругу, мальчика снимает крестный. Он «передает» мальца казакам как бы на мужскую сторону. Тут мы делаем «катание на бурке», казаки трижды подбрасывают мальчика. Невысоко;
— в это время, мама уже убрала свой платок, мальчик стал взрослым, его приняли в свою общину казаки, а значит и на коня надо садиться по-взрослому, в седло. Подходит отец, надевает на сына шашку с портупеей, потом снимает с коня и несет матери со словами: «держи мать казака!»
— на этом обряд заканчивается. Можно на память падарить свидетельство о прохождении обряда за подписью атамана и какой-то небольшой памятный сувенир.
10) У вас, как у организаторов, должно быть с собой на всякий случай: платок, шашка, бурка, одежда для мальчика.
11) Не советуем сажать сразу двух мальчиков на двух коней и делать два круга. Да, время это сэкономит, но торжественность момента нарушит. Да и вам со всеми платками, шашками, бурками и ансамблем придется умножиться на два.
12) А напоследок прочтите, пожалуйста, памятку для родителей, которая даст ответы на многие вопросы.
Уважаемые родители!
Принимая решение о том, что ваши сыновья будут участвовать в казачьем обряде «Посажение на коня» просим вас принять к сведению следующую информацию.
Этот старинный обряд имеет глубокое символическое значение для казаков. Он воскрешен из небытия после длительного периода забвения, после многих десятилетий советского периода нашей истории. Издревле предки современных казаков серьезно готовились к этому обряду, как в семейном кругу, так и собирались всей станицей, приглашали старейшин и священство. Это был не шутовской маскарадный праздник для детей, а особый день в жизни каждого ребенка, в жизни каждой семьи. В день, когда в сознание ребенка, маленького казака вкладывалось: ты – казачьего рода, у тебя особая судьба и особое будущее, вся твоя жизнь будет подчинена казачьей службе и православной вере.
Современные потомки казаков и продолжатели старинных казачьих традиций, проводя сегодня этот обряд для своих детей, ставят своей целью ни в коем случае не превратить то, что было свято для предков, в красочное и поверхностное шоу. В частности, в своей общине казаки допускают к участию в обрядах тех детей, родители которых принимают постоянное участие в казачьей жизни, ходят в храм, дети которых посещают воскресную школу и приобщаются к казачьим традициям. Тот, кто сегодня сел на коня, а потом больше никогда не пришел в казачье общество – просто обессмысливает старинный красивый обычай.
Мы приглашаем к участию всех желающих и с удовольствием поделимся с вами драгоценными самоцветами вековой мудрости казачества, красотой старинных обрядовых действий в первую очередь для того, чтобы каждый из взрослых и детей проникся уважением к сохранению почти утраченной, реликтовой казачьей культуры, полюбил ее и захотел прикоснуться к ней вновь.
Если ваши дети пройдут через эти казачьи традиции осмысленно, вместе с Вами примут их своей открытой детской душой и чистым сердцем, то возможно им будет интересно познание казачьей культуры и дальше.
Если же вы не ощущаете внутри себя глубокого восприятия и осознания казачьей традиционной культуры, то возможно будет лучше объяснить вашим детям заранее, что в обряде по-настоящему участвуют дети казаков, а мы с тобой сегодня просто изучаем новое для нас и познаем чужую культуру, катаемся на коне, а заодно фотографируемся на память.
Возможность комментирования заблокирована!