Терское Войсковое Казачье Общество
Мы вместе! Мы едины!

КАЗАЧИЙ ВИНОГРАДНИК В ПЯТИГОРСКЕ

Терцы Горячеводска — надежда на воскресение виноделия Кавминвод

Сегодня винодельческая слава района Пятигорья сохраняется в исторической памяти по большей части лишь специалистов, связанных с отраслью. Многие обыватели даже не знают, что эта территория по своим свойствам — редчайший терруар, образованный творчеством природы за миллионы лет. Здесь вулканические почвы уникального состава, известняковые и осадочные породы, тот самый удивительный камень – травертин, формирующийся только там, где из толщи земли прорываются на поверхность бесценные минеральные воды. А значит, есть и возможность создавать вина, в которых будут неповторимые минеральные вина.

ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КМВ

Природной сокровищнице Пятигорья с пониманием отдавали должное дореволюционные виноделы. Как отмечает редактор сайта nashevino.ru, директор НМЦ «Лаборатория вина» при Севастопольском филиале МГУ им. Ломоносова Дмитрий Ковалев, с начала XIX века здесь поселились семьи шотландских колонистов, основавших местечко Каррас, рядом с которым позднее появилась немецкая колония Николаевская (именно эти поселения дали начало городу Иноземцево). Немецкие виноделы также основали Орбельяновку и имение «Темпельгоф» в долине реки Кумы. У подножия горы Бештау находилась итальянская колония Калаборка, славились и винодельческие имения графа графа Евдокимова (поселок Железноводский), графа Мусина-Пушкина, называемое теперь Винсады. Все эти хозяйства целое столетие успешно выращивали виноград и производили замечательные разливные и бутилированные вина, которые даже поставлялись в обе столицы.

Эксперт приводит точные данные о развитом казачьем виноделии в регионе: в Пятигорском, Кизлярском, Моздокском и Сунженском отделе Терского казачьего войска по свидетельству последнего терского атамана Михаила Караулова в 1913 году массово производился чихирь – казачье молодое вино. Ведро чихиря стоило от 50 копеек. Это вино пользовалось большим успехом у посетителей курортов, офицерства, из него перегоняли знаменитую кизлярку («старейшее российское бренди»).

Сам Дмитрий Ковалев — уроженец одной из старейших сунженских станиц Вознесенской — много лет прожил в Пятигорске, и три года назад вдохновил казаков Горячеводской общины на возрождение традиционного для нашего региона казачьего виноделия.

ВИННЫЙ ТУР КАК ПЕРСПЕКТИВА

Конечно, это процесс совсем не быстрый, и первая отдача от виноградника начинается не раньше, чем через три-четыре года. Пока молодые саженцы подрастают, казаки развивают окружающую инфраструктуру собственного туристического подворья-этнокомплекса. У этого места прекрасные перспективы, чтобы со временем, например, вписаться в проект «Винных туров Ставрополья», разработанных госучреждением «Ставропольвиноградпром». В его рамках уже сейчас можно посетить такие винодельческие районы края как Левокумский, Буденновский, Благодарненский, Предгорный, Минераловодский, Изобильненский, увидеть своими глазами производство винодельческих хозяйств, продегустировать продукцию.

О таком развитии думали казаки Горячеводской общины, два года подряд представляя проект своего подворья на Северо-Кавказский форум «Машук». К сожалению, грантовой поддержки не случилось. Хотя, казалось бы – потенциальный туристический объект, который не надо начинать с нуля, там уже сделано немало. Теперь будут пробовать подать заявку на Селигер.

Показать территорию подворья согласился Михаил Самарин, казак Первой сотни Горячеводской общины. Впечатление от прогулки не испортила даже пасмурная погода: в палой листве и нитях паутины в стразах дождя есть своя неописуемая прелесть. То ли дело тут летом!

01-min-3

                                               Михаил Самарин на казачьем подворье

Здесь разбит фруктовый сад: растут айва, слива, черешня, вишня. Сорта казаки специально привозили из разных уголков Северного Кавказа. Особая гордость — молодая яблонька старинного терского сорта «Мечта есаула».

— Одна она у нас, саженец из Чечни привезли, — рассказывает Михаил. – Здесь вообще ничего не было, а после наводнения в 2002 году нанесло огромную свалку, выше головы. Мы выгребали ее всей сотней, технику пригнали, гуртом работали, и атаман Горячеводской общины Валерий Поматов, и сотник наш Сергей Згирко.

06-min-2

                                          Яблонька редкого казачьего сорта «Мечта есаула»

 

Казаки копают озеро, этим летом его уже наполняли для ребятни. Недалеко от него – купель под ивой, где проходят церковные праздники.

— Весь Горячеводск на родниках. Казаки знали, где станицу ставить. Если глубже пробить пласты, то родниковая будет, Хорошо, что своя вода есть – кидаем шланги и вперед. Не реже, чем раз в три дня поливаем, — говорит Михаил.

Мы идем на виноградник, но Миша по-хозяйски ведет нас через небольшую ферму, показывает барашков, кроликов, гусей, резво шныряющих поросят. Свинья тычется пятачком в колени и пробует жевать мою штанину.

— Это Пеппа, — знакомит нас Миша. — Она общительная, обычно с детьми бегает, играет.

04-min-2

                                             Добродушная Пеппа — любимица казачат

 

МЕЧТЫ И ПЛАНЫ – ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ

Минуем просторные беседки под сенью тенистых орехов, детские качели с резными деревянными лошадками – все сделано своими руками.

— Сами после работы вечерами приходили, я и еще один казак, Дмитрий Беляйкин. Сотня наша, конечно, помогает. Что еще нужно для семейного отдыха, детворы? – Миша идет через детскую площадку к винограднику.

Из травы ровными рядками торчат деревянные столбики, к которым доверчиво льнут молодые побеги виноградных кустиков. Они сразу заметны по-осеннему нарядными багряными листочками. Траву казаки не косили, чтобы спрятать в ее убежище молодые побеги от летней жары.

Земли на подворье 3,5 гектара, из них примерно 500 квадратных метров – сам виноградник.

Детская площадка, сделанная руками казаков

— Как пришла идея посадить еще и виноград?

 

— Да просто потянуло к этому. Решили, что хорошее место. Я даже не скажу, кто предложил первый. Посадили деревья – надо и виноград. Шесть рядов привез Дмитрий Ковалев, он в этом специалист. Это казачьи сорта: цимлянский черный, красностоп золотовски и другие. Дал направление, научил азам и сейчас наш личный консультант. Утаить от нас у него все равно не получится – доканаем. Он бывает здесь нечасто, сам все время в разъездах, в Крыму, в Москве. И Владимир Иванович Польшин, местный винодел, сейчас он наш личный консультант.

Новые знания виноградари осваивают по «накопительной схеме»: как посадить, обрезать, укрыть. Черпают информацию из интернета, смотрят видео, читают научные статьи, проводят анализ. Спрашиваю о планах:

— Вы думаете об участии в школе сомелье?

— Конечно, когда есть возможность дать знания молодежи – мы только за. Человек тридцать наших ребят возрастом до 30 лет ездят на конференции и обучающие семинары везде, где только можно. Придет время – и по вину поедут.

Казаки начали заниматься виноградником всего два года назад. Сейчас у них порядка 30 сортов. Самые основные – казачий сорт терский черный, а также ереванский белый, кишмиш, черный столовый, несколько американских сортов типа рислингов.

— Но все-таки есть мысль найти и собрать именно казачьи сорта?

— Терский черный дает темный, насыщенный виноград. Он когда-то был распространен в наших местах, но в основном такие виноградники произрастали на территории современной Чеченской Республики. Диме Беляйкину родные передали из Наурского района. В перспективе хотим делать терруарное вино, в том числе из автохтонных сортов.

Хотя пока особых планов на продажу у казаков нет — своя сотня большая. Все делается для внутренних нужд общины и для гостей подворья, и тот же виноград, яблоки, груши, вишня — для детворы, которая регулярно «обносит» сад. Ну а виноград дал первые кисти уже на второй год посадки – признак хорошего терруара. Ягоды поклевали живущие в пойме Подкумка фазаны. Кстати, приживаемость у казачьих сортов и грузинского саперави в этих краях – стопроцентная.

 

— Пока мы вина не поставили даже на пробу. Делаем только из того, что у нас по дворам растет не первый год, — замечает Михаил. – На туристическом подворье начинаем строить атаманский домик, а под ним — добротное винохранилище, под это и хотели грант выиграть. Планов много вообще, будем говорить о них, когда пойдет хороший урожай.

 

КАК ВЗРАСТИТЬ СЛАДКОЕЖКУ?

— Виноградарство, в том числе и на Ставрополье – перспективное направление, которое субсидируется государством. Думали об этом?

— Субсидии есть, но чтобы их получить… — вздыхает Михаил. – Есть ряд препятствий: виноградник находится в городской черте, да и субсидию брать под 500 кустов – вряд ли будут даже рассматривать, там счет от гектара идет. Те деньги, которые мы сейчас тратим, сотня пока в состоянии осилить, если что – папаха идет по кругу. И дается, как я почитал, не так уж много, это же все ручной труд! Наши друзья из Прасковеи все делают механически, у них есть техника. И там другие сорта, почва песчаная. А здесь самый страшный враг – мороз. Лет до четырех будем укрывать саженцы на зиму, пока лоза окрепнет.

Еще горячеводским казакам передал редкие саженцы старый виноградарь Владимир Иванович Польшин. Этот человек — коренной местный житель, всю жизнь занимается виноградом не с целью наживы, а «по любви», и никогда не продает людям, которым не верит.

— Нашей сотне он подарил бесплатно несколько ящиков по 10-30 штук. Просто человек увидел, что мы разгребли свалку, настроены серьезно, и сказал: вы — нормальные ребята, не погубите виноград, поэтому и отдаю вам, в продолжение того, что я делаю.

— Черенки привезли глубокой осенью, — вспоминает Миша. – Убрали мы их в подвал, и в декабре-январе начали обрезать, заматывать и в воду укладывать, чтобы корень пошел. Мой дом — примерно 100 квадратов – был весь заставлен стаканчиками с росточками, все подоконники, каждое пустое место. И еще у Бориса Маслова такая же картина – больше тысячи штук! Всю зиму мы эти черенки проращивали. И в этом году, в начале мая высадили.

03-min-2

                                            Ладошка саженца — малыша-сладкоежки

Михаил делится секретами, как правильно прорастить корни:

— Верх и низ обрезаешь, с четырех сторон черенка делаешь зарубки. Потом кладешь их рядком на тряпочку, закручиваешь и в воду с сахаром и медом. Мед тоже не простой, особый сорт нужен. Они дня три набухают, пьют водичку. Виноград он такой, сладкоежка. Потом в целлофан их, а через неделю уже что-то видно — прорезаются. Некоторые перебрали воды и погибли, но мы их не выбросили, пока лежат. Может отойдут, виноград — сильное растение. Но таких было немного. Потом сделали «детский сад — ясельную группу» — каждый росток в стаканчик с землей.

НЕ ДЛЯ МЕНЯ…

Сам Михаил Самарин – по матери потомок волгских казаков, основавших станицу Горячеводскую, а по отцовской линии – казаков-некрасовцев. Прапрадед Матвей Кривонос был последним станичным атаманом. Документов и фотографий практически не осталось, только воспоминания о том, как жестко прошлась по семье Гражданская война, катившаяся огненным колесом по терским станицам.

В начале 1900-х годов сыновья атамана Кривоноса учились во Владикавказе в высшем командном офицерском училище. Старший сын вернулся домой, его по традиции встретили с иконой, а он отказался креститься. Так и сказал: прости отец, я атеист, за красных. Тот повел его в конюшню и выпорол, после чего сын покинул дом навсегда. Упоминать о нем глава семьи настрого запретил, а затем сам ушел воевать за белых и погиб где-то на территории Дагестана. Во время его отсутствия жену и остальных детей расстреляли в собственном доме на углу улицы Садовой.

Из большой семьи атамана Кривоноса, где было пятнадцать детей, выжила лишь самая младшая дочь – бабушка Михаила, Надежда. Мать успела выпроводить девочку из дома и показать, куда бежать, к родному брату деда – Ивану, признавшему советскую власть ради выживания своей семьи. Он вырастил племянницу как родную дочь, хотя и пришлось прятать атаманского ребенка под другими документами полтора десятка лет.

— Ее долго искали, пришлось менять ей фамилию и отчество. Выросла, конечно, настоящая казачка. Воспитывал Иван детей в строгости. Его фотография есть в нашем станичном музее. Знаете, мне абсолютно без разницы, белые или красные, зачем ворошить это? Благодаря своим предкам я появился на свет.

— А любовь к виноградарству у вас тоже от предков?

— Расскажу такую историю: мои предки по бабушке и дедушке со стороны отца – некрасовские казаки. Жили они в Турции, а после русско-турецкой войны вернулись в Россию, в Астрахань. Дед Иван Самарин умел управлять трактором и был кузнецом, жил в Стамбуле по просьбе турок, его уважали как хорошего мастера. Затем в России, когда узнали, что дед умеет пользоваться техникой, его попросили приехать жить в Левокумский район.

В Бургун-Маджарах моих бабушек и тетушек поставили работать на виноградник. Для некрасовцев это вообще дико, там женщины никогда не работали, только за детьми смотрели. И потом, по игнатовским заветам у них же был полнейший запрет на спиртное. Чай – самый «алкогольный» напиток, даже умерших принято поминать чаепитием. А тут за виноградом ухаживать — как? Дали им ножницы, сказали – обрезайте. Они взяли и обкорнали по самую хряпку. Приехал председатель колхоза – пришел в ужас. «Что вы наделали, бабы?! Это крах! Все испортили!» А именно эти кусты дали на следующий год самый большой урожай! Председатель их вызвал потом к себе, выписал всем премию и говорит: запомнили, как обрезали? Вот точно также делайте!

boris-maslov-i-sazhency

                                                У Бориса Маслова готовы новые саженцы

Михаил признается, что и сам равнодушен к вкусовым ощущениям винного напитка: ощутить все нотки, закусив кусочком сыра — не для него. Гораздо интереснее выращивать растения, и нравится сам процесс: собрать, подавить, перчаточку надеть, а потом и угостить – говорят, хорошо получается. Хотя, наверняка, это просто следующий этап в поступательном развитии горячеводского виноделия.

В помощь Михаилу (а также Дмитрию и Борису) за виноградными кустами и садом ухаживает вся община по графику — каждый человек за месяц должен отработать 6 часов. Работы невпроворот: траву покосить, деревья обработать, обильно полить. Есть и огород, где растут свои овощи: огурцы, помидоры, картошечка, опять же для общины и угощения гостей, все натуральное. На повестке еще и строительство парка с аллеей памяти земляков, горячеводских казаков, воевавших в годы Великой Отечественной войны, в локальных конфликтах.

Уже поставлен крест, будет построена часовня. А для туристов — два куреня, пасека, летние денники для породистых лошадей, которые тут тоже есть и «потешная» площадка для стрельбы из луков, винтовок и рубки лозы шашкой, что позволит посетителям этнокомплекса проникнуться настоящим бытом терских казаков.

автор статьи: Наталья Гребенькова

Фото автора и из личного архива Бориса Маслова

Материал взят  с сайта НАШЕ ВИНО

http://nashevino.ru/blog/people/kazachij-vinogradnik-v-pyatigorske/

Вам также могут понравиться

Возможность комментирования заблокирована!