КАК НАПИСАТЬ ИСТОРИЮ СЕБЯ
Изучение своей родословной становится всё более распространённым хобби. Об изучении семейной истории говорят и на федеральном уровне: недавно Минпросвещения РФ поддержало депутатскую инициативу исследовать истории семей школьников на патриотических уроках «Разговоры о важном». Такие темы уже изучаются факультативно: например, занятия по составлению семейного древа проводятся в СОШ № 18 хутора Дёмино Шпаковского округа.
Сложно, но можно
Впрочем, это увлечение не самое массовое и, скорее всего, таким никогда не станет. Многих останавливает отсутствие специальных знаний и времени на поиски. А за услуги наёмных специалистов приходится платить. И всё же семейные исследования под силу обычному человеку, уверен Роман Капаницкий, член Отрадненского районного общества историков-архивистов во имя святого преподобного Нестора Летописца.
Наш собеседник живёт в Ставрополе. Образование у Романа техническое, не связанное с историей или архивным делом, а работает он электриком на предприятии. Тем не менее, увлекшись однажды, он нашёл много интересного о своей семье, а сейчас изучает историю Ставрополья и некрополистику – науку о кладбищах и захоронениях.
Роман Капаницкий
До седьмого колена
– Роман, где Вы родились, учились и как увлеклись историей?
– Родился в 1995 году в станице Барсуковской, закончил СКФУ по специальности «Электроэнергетика и электротехника», а историей занялся недавно, в 2018 году. Повлияли рассказы моей прабабушки Нины Васильевны Чувило, в девичестве Уткиной. Она родилась в 1917 году и прожила 90 лет, почти целый век. С её рассказами я рос, от неё узнал историю семьи по ветке матери. Имена, которые называла бабушка, в дальнейшем подтвердились при изучении метрических книг. Уткины – из первопоселенцев станиц Барсуковской и Невинномысской, они служили в Хопёрском казачьем полку. Родоначальники – братья Даниил и Игнат – были переселены на Азово-Моздокскую линию в конце 70-х годов 18 века. Даниил оказался в крепости Московской, а Игнат в Донской. В 1825-1827 годах их потомков перевели в устраиваемые станицы Барсуковскую и Невинномысскую.
– До какого поколения вы установили своих предков?
– До седьмого – это трижды «пра». По матери у меня в роду кубанские казаки, по отцу – крестьяне и мещане из Черниговской губернии, они были старообрядцами безпоповского толка. Прибыли в конце 19 века в село Митрофановское, сейчас это Апанасенковское. Были зажиточными: имели двухэтажный дом и наёмных работников.
Изучая историю своих предков, я узнал, что в 1919 году один из братьев прабабушки по линии отца вступил в «краснокамышанский» партизанский отряд, противостоявший армии Деникина. Прабабушка по линии матери Нина Васильевна Уткина в 1936 году вышла замуж за Петра Андреевича Чувило 1915 года рождения, казака кубанской станицы Крыловской (сейчас называется Ленинградской). Его родня, по одной из версий, воевала на стороне белого движения и после его разгрома была вынуждена скрываться. В 1936 году они переехали на Ставрополье работать на строительстве Невинномысского канала. Гвардии старший лейтенант Пётр Андреевич Чувило погиб 12 октября 1943 году при форсировании Днепра. За участие в Курской битве был награждён орденом Красной Звезды. Его отец Андрей Иванович Чувило тоже погиб в боях в 1943 году.
Чувило Петр Андреевич. 10 мая 1943 года
Чувило Петр Андреевич. Фото сделано 20 июня 1942 года. Город Лодейное поле
Крайняя слева Чувило Нина Васильевна, в центре сестра Анастасия, справа сестра Мария
– Как Вы думаете, будет ли интересно школьникам изучать истории своих семьей на уроках «Разговоры о важном»?
– Почему нет? Это увлекательно и познавательно. Причём всей семье. Наверняка все вместе с интересом будут выполнять задание нарисовать генеалогическое древо.
Знаю точно, что в 18-й школе хутора Дёмино есть казачий военно-патриотический клуб «Молодая сотня» и классы казачьей направленности. Педагог дополнительного образования Ирина Иванова учит детей интересоваться семейной историей. Например, девочки каждый год составляют генеалогическое древо ко Дню казачки.
Это исторически обоснованно: женщины в нашем обществе выступают хранительницами семейного очага. И неслучайно лучше всех помнят семейные предания именно наши бабушки.
Загляните в сказки
– Среди Ваших увлечений довольно специфическое – а именно некрополистика. Что именно изучаете?
– Я занимаюсь исследованием воинских захоронений участников боёв за Ставрополь в июле-августе 1918 года. Немало могил того времени на Даниловском кладбище, но сейчас на их месте проходит дорога по улице Лермонтова. Людей также хоронили в оградах: Андреевской церкви (кладбище было уничтожено в 1939 году), Софийской церкви (на её месте сейчас медицинский университет), Троицкого собора (здесь гостиница «Интурист»).
– А как Вы идентифицируете захоронения, кому они принадлежат?
– В первую очередь изучаю метрические книги данного периода. Также использую воспоминания участников событий.
– Как и где изучать метрические книги?
– Это особый реестр, куда священнослужители записывали сведения о совершённых ими таинствах крещения и венчания, а также чине погребения. Все метрические книги, находящиеся на хранении в государственном архиве Ставропольского края, уже оцифрованы и доступны для работы в читальном зале на компьютерах. Данное новшество ускоряет процесс исследования. За день можно осмотреть 15-20 метрик, тогда как раньше нужно было заказывать дела и больше пяти вряд ли можно было осилить. Одна книга содержит от 100 до 400 листов. В архиве существует ограничение на выдачу – 1500 листов или же 20 дел. Также в ГАСКе имеются ревизские сказки и исповедные росписи, пока что они не оцифрованы.
– Что это такое?
– Исповедная роспись – ведомость о прихожанах, такой документ ежегодно составлял священник каждой приходской церкви. В росписях фиксировались фамилии, имена, отчества, места жительства, возраст и количество детей прихожан.
Ревизские сказки – вовсе не сказки в обычном представлении. Это переписи, название которых происходит от слова «сказать». Там содержатся сведения о представителях податного населения – обязанного платить налоги. Ревизские сказки составлялись в 18 – середине 19 веков. Например, в них не стоит искать казаков, так как они не платили налоги, а вот крестьян – очень даже.
Роман Капаницкий с известным ставропольским историком Германом Беликовым
С чего начать?
– Если знаешь только дедушку и бабушку, что нужно сделать в первую очередь?
– Первым делом поднимите семейный архив – фотоальбомы, дневники, документы. Обратите внимание на надписи на фотоснимках, как от руки, так и напечатанные. Они могут стать подсказкой через наименование города, фотоателье. У военных рассмотрите форму, награды, погоны. Это поможет узнать, в каком полку и в какие годы нёс службу ваш родственник.
Опросите по возможности всех старших родственников, даже дальних. Может быть, кто-то уже занимался поиском, есть наработки. Всё нужно систематизировать, изучить, выписать в тетрадь или внести в таблицу на компьютере: кто, когда и где родился, женился, умер. Постарайтесь зацепиться за какие-то вехи биографии родственников и соотнести их с контекстом эпохи.
– А это как?
– Допустим, ваши бабушка или дедушка состояли в КПСС. По номеру партийного билета, а также дате и месту вступления в партию на сайте Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) можно заполнить анкету-заявление на поиск учётно-партийных документов и получить копию регистрационного бланка члена КПСС и отчётной карточки – правда, на платной основе.
Такой документ состоит из фотографии и послужного списка – данных, где человек работал. Личные дела коммунистов хранятся в региональных архивах. У нас – в Государственном архиве Ставропольского края (ГАСК) и в Государственном архиве новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). Последний – бывший партийный архив.
– А если неизвестен номер партбилета?
– Можно искать по региону проживания родственника. На официальном сайте ГАСКа есть наименования дел в каталоге фондов. Также комитет по делам архивов Ставропольского края запустил модуль «Удалённого читального зала», в котором можно искать информацию по всем муниципальным архивным хранилищам нашего региона, в том числе и в ГАНИСК.
ГАНИСК, как и краевое управление ЗАГС, содержит информацию с 1917 года.
– А дореволюционные документы хранятся в ГАСК?
– Есть и исключения. На хранении в ГАНИСКе, в фонде историко-партийного отдела Орджоникидзевского крайкома Всесоюзной Коммунистической партии находятся некоторое количество дел дореволюционного периода из канцелярии Ставропольского губернатора. Также там есть воспоминания участников первой русской революции 1905-1907 годов.
Стоит отметить, что в 2022 году в ГАСК были переданы на постоянное хранение 807 актовых книг за 1919-1925 годы.
С председателем Межрегионального общественного движения «Наследие Империи» генерал-лейтенантом СВР РФ Леонидом Решетниковым
– Где ещё искать сведения о предках?
– Дополнительной и важной информацией могут обладать фонды образовательных учреждений. Например, в гимназиях стоит поискать аттестаты об образовании, или, по крайней мере, списки обучающихся, выпускников.
На Ставрополье жил учитель Михаил Васильевич Краснов. Он написал очерк о ставропольской гимназии, а в конце привёл список людей, окончивших её до 1892 года. Михаил Васильевич дослужился до дворянства, а сын его Василий оставил воспоминания о ранних годах советской власти на Ставрополье. Василия Михайловича захлестнула революционная волна, он оказался на стороне социалистов-революционеров, потом принял сторону белого движения. Когда Таманская армия в октябре 1918 года входила в Ставрополь, его двое маленьких детей заболели скарлатиной, и он с супругой не смог их забрать с собой. Семью не трогали, но супруга потеряла рассудок: повесила сначала дочерей, а потом сама. Было расследование этого случая. Могила Красновых сохранилась на территории Даниловского кладбища в Ставрополе, горожане за ней ухаживают. Сестра Краснова Алевтина оставалась в Ставрополе, приняла монашеский постриг и была репрессирована где-то в 1938 году.
Прошлый век вообще трагичный для нашей страны, поэтому, когда занимаешься семейной историей, нужно быть готовым к печальным или даже шокирующим подробностям из прошлого.
– Какие документы в первую очередь важны для архивного поиска?
– Те, что фиксируют базовые события в жизни любого человека, – рождение, бракосочетание и смерть. Если они утрачены, их можно восстановить в ЗАГСе, в архиве. Это самые важные документы, позволяющие подтвердить ваше родство и запрашивать дальнейшие данные о предках.
– Важно учитывать административно-территориальное деление?
– Разумеется. Оно менялось, ряд наших станиц и хуторов относились до революции к Кубанской области, а кладезь документов по Кубани – это Краснодарский архив. Часть документов, связанных с установлением советской власти на Кубани, Тереке и Ставрополье, хранится в центре документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО).
Часть документов была уничтожена во время оккупации нацистами. Предполагаю, что дела о вступлении в компартию, если их нельзя было вывезти, могли уничтожать и наши при отступлении. Ведь очевидно, что сохранившиеся дела представляли смертельную угрозу для коммунистов, оставшихся для партизанской борьбы в зоне оккупации. Но это моё личное мнение, я могу ошибаться. Что-то горело случайно, что-то могли нацисты вывезти при бегстве. К примеру, в Ворошиловске, а так с 1935 по 1943 года назывался Ставрополь, гестапо располагалось в здании НКВД, то есть немцы вполне могли что-то из документов забрать с собой. А при отступлении немцы подожгли здание.
Предполагаю, что и документация о репрессированных в 1930-е годы тоже не вся сохранилась до нашего времени.
Другой взгляд
– А немцы во время оккупации вели записи?
– Свою документацию вели гестапо и оперативные карательные группы СД, созданные для массовых казней на захваченных территориях. В частности, чёрной страницей памяти осталась СД-12, уничтожавшая еврейское население, коммунистов и членов их семей, партизан, красноармейцев и многих других. Также на оккупированных территориях издавались газеты.
После освобождения края начали работать чрезвычайные государственные комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Документы периода оккупации наверняка в первую очередь интересовали наших чекистов. У нас в регионе председателем комиссии был писатель Алексей Толстой. В очерке «Коричневый дурман» он описал зверства фашистов на Ставрополье. Акты о злодеяниях есть в оцифрованном виде в ГАСК, можно с ними ознакомиться.
Под эгидой федерального проекта «Без срока давности» издаются сборники архивных документов по геноциду советского народа. Они необходимы для сохранения исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны.
– Приходилось ли делать запросы в архивы других регионов?
– Брянский архив прислал выписку из ревизской сказки за 1858 год по моим предкам. В запросе я указал фамилии Капаницких и Гридасовых, и мне отсканировали странички с их упоминанием. В запросах нет ничего сложного, на сайтах есть образцы, в архив можно и позвонить, вам всё объяснят.
– Что предпринять, если корни уходят на Украину?
– Ответ оттуда получить невозможно по понятным причинам. Но большую часть метрических книг, находившихся в архивах Украины, оцифровали мормоны в 1990-е годы и выложили на свой портал в интернете. Там собран солидный объём метрических книг губерний Малороссии. Мормоны собрали самую обширную на планете базу данных об умерших людях, потому что, по их вероучению, можно проводить крещение мёртвых через живых посредников. Эти данные могут стать подспорьем при изучении родословной.
Успехи Романа отмечаются грамотами ведущих историко-просветительких объединений России
Не торопитесь
– Какие интернет-ресурсы рекомендуете к посещению?
– «Всероссийское генеалогическое древо» – самый большой и популярный форум нашей станы, там сами пользователи ведут темы, ищут родственников по всей территории бывшего СССР. Советую крупный интернет-портал «Кубанская генеалогия». По Великой Отечественной войне – электронный банк документов «Память народа» и портал «Мой полк», официальный сайт движения «Бессмертный полк». Портал «Памяти героев Великой войны 1914–1918 годов» – уникальный информационный ресурс для изучения истории Первой мировой войны и её участников. Есть база данных об эмигрантах «Участники Белого движения в России», она известна в сети как база историка Сергея Волкова – алфавитный указатель содержит больше 100 тысяч фамилий.
По репрессированным – сайты «Открытый список», «Возвращенные имена», региональные мартирологи, «Книги памяти».
Вообще архивов множество: федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные. Начните с местных. Если понадобится более конкретная информация, зайдите на портал «Архивы России» – это справочная система Федерального архивного агентства («Росархив»). В ней содержатся сведения об архивах всей страны.
На первый взгляд, от информации в интернете кружится голова, и кажется, что в этом невозможно сориентироваться. Но всё не так страшно, просто не нужно спешить и писать запросы везде и сразу. Действуйте последовательно, сверяйте свои находки с известными вам данными. А также читайте историческую и мемуарную литературу.
Наталья Гребенькова, фото из архива Романа Капаницкого.
Источник: газета «Шпаковский вестник».
Возможность комментирования заблокирована!