КАДЕТСКОЕ И КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ
С самого начала возрождения казачества казачья интеллигенция ставила вопросы о необходимости специального кадетского, в том числе и казачьего, образования, которое может стать важнейшей частью патриотического воспитания подрастающего поколения.
В России кадетский корпус впервые был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха: в 1732 г. он представил на утверждение императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России «Корпуса кадет». Учащиеся кадетского корпуса носили военную форму и проходили строевое обучение. Основанную Петром I в 1701 г. «Школу математических и навигацких наук», существовавшую на тех же принципах, всё же нельзя отнести к чисто военным учреждениям — там готовились специалисты по морским наукам вообще. А вот гарнизонные школы — низший разряд военно-учебных заведений в России — можно считать предшественниками кадетских корпусов.
Кадетские корпуса первой половины XIX века совмещали в своей учебной программе общеобразовательный и военно-специальный курсы, окончившие курс выходили офицерами. Вследствие этого кадеты должны были не только усвоить учебную программу, но и освоить строевую службу, чтобы сразу же после поступления в полк быть способными командовать вверенными им подразделениями рядовых солдат.
Кадетские корпуса были закрытыми учебными заведениями с суровой дисциплиной. За нарушения воинской дисциплины и внутреннего порядка кадеты старших классов могли быть отчислены на службу в армию в рядовом или унтер-офицерском звании.
За время своего существования кадетские корпуса несколько раз подвергались реформам.
В XIX в. появились и казачьи кадетские корпуса. В 1882 г. была проведена большая реформа военно-учебных заведений: местные военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса, основаны и новые кадетские корпуса в казачьих войсках. По времени основания, самым старшим из казачьих кадетских корпусов был Оренбургский Неплюевский, основанный в 1825 г.; затем Омский кадетский корпус, преобразованный из Войскового казачьего училища в 1848 г.; за ними были основаны Донской Императора Александра III кадетский корпус (в Новочеркасске, 1883 г.), Второй Оренбургский кадетский корпус (1887г.), Владикавказский кадетский корпус (1901 г.)…
К 1917 году на территории России действовало 30 кадетских корпусов. В 1918 году кадетские корпуса на контролируемой большевиками территории, а затем и во всей России были упразднены. Эмигрантами в зарубежье были основаны несколько кадетских корпусов, которые успешно действовали до конца Второй мировой войны.
После распада СССР в Российской Федерации стали стихийно возникать кадетские казачьи корпуса — в Новочеркасске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Красноярске, Омске и других городах. В Ставрополе в 1996 году началось строительство классического кадетского корпуса.
В начале 90-х, когда российское общество остро нуждалось в восстановлении духовных и интеллектуальных ценностей, возрождение кадетского образования стало ответом на «социальный заказ». Ведь кадетские корпуса (КК) – это не только система образования, но и система патриотического воспитания. К настоящему времени в современной России сложилась уникальная система кадетского образования – «кадетский компонент», что позволяет достигать результатов, которые пока недоступны общеобразовательной системе. На фоне горячего обсуждения национальных проектов, призванных в том числе модернизировать систему образования и решить проблему патриотического воспитания, до сих пор не принято решение о внесении поправок в закон «Об образовании», в котором нет даже упоминания о кадетах. Следствие этого – отсутствие единого государственного стандарта в кадетском образовании, федеральной системы управления кадетскими корпусами, государственной поддержки в решении финансовых и кадровых проблем. Все это препятствует развитию образовательной системы, которая могла бы дать ответы на многие вопросы в воспитании и образовании современной российской молодежи.
И сегодня при создании кадетских корпусов приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями. Кадетские корпуса – это не специализированные военные школы, а школы для подготовки высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.
В настоящее время в нашей стране сложилось так, что кадетские образовательные учреждения принадлежат либо Министерству образования и науки РФ – в них обучение рассчитано на семь лет, основная цель состоит в подготовке молодых людей к служению Отечеству на гражданском и военном поприще; либо силовым ведомствам (Министерству обороны РФ, ФСБ или МВД) – там обучаются три года (начальное военное образование), основная цель – подготовка юношей для поступления в военные вузы. Важно, что такое элитарное образование, которое дают кадетские корпуса, является доступным для молодых людей из социально необеспеченных слоев. Кадетские корпуса решают важные задачи по воспитанию и образованию детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Востребованность кадетского образования огромна. На одно место в кадетскую школу или интернат претендуют до 30 ребят. Показатели эффективности обучения, демонстрируемые кадетскими корпусами, недосягаемы для большинства общеобразовательных учреждений.
В г. Ставрополе успешно работает президентский кадетский корпус. Предусматривается, что выпускники этого учебного заведения могут поступать в гражданские вузы и военные учебные заведения. За время своего существования в современной России кадетские корпуса, по сути своей закрытые учебные заведения с военизированным, но не военным укладом жизни, накопили положительный опыт в разрешении такой проблемы, как дедовщина.
Немаловажным фактором патриотического воспитания подрастающего поколения служат и кадетские казачьи школы, казачьи классы. Они также возникли стихийно в конце 90-х годов ХХ и начале XXI в. Судя по ежегодному набору в эти учебные заведения, они приобрели большую популярность.
Несмотря на значительную востребованность и эффективность, в РФ отсутствует государственная концепция кадетского образования, казачьих школ и казачьих классов, равно как и законодательная база. Сложилась парадоксальная ситуация: все эти учебные заведения успешно действуют на региональном уровне, но официально отсутствуют на федеральном. Неоднократно в Министерство образовании и науки, Совет Федерации, Государственную Думу РФ обращались депутаты Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев и других регионов РФ с предложением внести в Закон РФ «Об образовании» такие учебные заведения, как «кадетский корпус», «кадетская школа» и «кадетская школа-интернат», «казачий класс». Однако решения до сих пор нет, хотя эффективность этих учебных структур высока.
Помимо законодательной, для таких учебных заведений стоит проблема отсутствия единого управления и единых стандартов обучения. В состав «кадетского компонента» каждый регион включает разные дисциплины, нет единого подхода к формированию учебной программы.
Важной и острой проблемой является и финансово-экономическое, кадровое обеспечение. В идеале кадетский корпус – это интернат, где ребята живут постоянно. Сегодня примерно 2/3 кадетских корпусов – школы-интернаты, 1/3 – школы. И не потому, что их руководители не хотят менять статус учреждения, – просто нет материальной базы.
В кадетских корпусах и кадетских школах практически нет квалифицированных кадров, особенно с педагогическим образованием. В 2007 году я обратился к атаману ТКВ с просьбой поддержать инициативу подготовки педагогических кадров для кадетских казачьих корпусов и школ в Ставропольском филиале МГГУ им. М.А. Шолохова.. Это предложение было поддержано, но оно не могло стать законодательной базой, так как на государственном уровне отсутствовали (и отсутствуют до сих пор) законодательные документы.
В настоящее время в кадетских корпусах, кадетских школах в качестве педагогов приглашают работать офицеров запаса. Но это мера временная и вынужденная, она вряд ли решит проблему с кадрами. Офицеры в военных училищах и академиях не получали необходимого педагогического образования. Честь и хвала таким энтузиастам-офицерам, которые понимают важность образования в таких специализированных учебных заведениях и идут туда. Но пока не будет чёткой позиции государства к вопросу кадетского, казачьего образования, не будет единого понимания самой его сути и должной поддержки, мы не сможем добиться положительного результата.
Точно такое же положение существует и в системе казачьих классов. Они стали возникать в начале 90-х годов сразу же после начала возрождения казачества. И в этих классах также ведут занятия педагоги-энтузиасты. Каждый педагог казачьей школы, казачьих классов по своему усмотрению выбирал и выбирает темы для преподавания казачьего компонента. В 2014 году энтузиастами учёных СКФУ подготовлено учебное пособие для 6 — 7 и 8 — 9 классов. Оно утверждено Министерством образования РФ. Однако в этом министерстве до настоящего времени нет чётко регламентированного порядка создания казачьих классов, введения изучения казачьего компонента.
В Ставрополе в 2002 году создана МБОУЗ «Кадетская школа им. генерала А.П. Ермолова». За 15 лет своего существования эта школа зарекомендовала себя как одно из лучших образовательных учреждений г. Ставрополя. А кадетские классы имеют большой авторитет не только в городе, но и далеко за его пределами. Казаки-кадеты участвуют во многих соревнованиях по военно-прикладному искусству. На кадет этой школы любо взглянуть. Они носят специальную форму, дисциплинированны, подтянуты, физически крепки. Каждый год в эти классы желают попасть много учеников — конкурс составляет по 8 — 10 человек на место. Есть хорошие казачьи классы в школах №№ 6, 41, 11 г. Ставрополя, в пятигорской школе № 19, кисловодской № 19, в станице Расшеватской Новоалександровского района, в г. Михайловске. В станице Старопавловской Кировского района с 1990 года изучение казачьих традиций начинается с детского сада. За 25 лет здесь накоплен значительный опыт. Во всех школах, пытающихся внедрять в учебные планы казачий компонент, работа ведётся педагогами-энтузиастами. И в создании казачьих школ, казачьих классов нет чёткой позиции государства и чёткого понимания в обществе самой сути образования с применением «казачьего компонента».
В нашем крае действуют Будённовский кадетский корпус, в станице Григорополисской МБУ среднего специального образования «Сельскохозяйственный техникум им. атамана М.И. Платова» и в г. Михайловске Государственное бюджетное образовательное учреждение «Многопрофильный техникум им. генерала С.С. Николаева». Однако и в этих специализированных учебных заведениях «казачий компонент» преподаётся в дополнительное время на энтузиазме педагогического коллектива.
В настоящее время мы являемся свидетелями, как на страницах различных газет, на экранах телевизоров можно прочитать и увидеть то, что развращает нашу молодёжь, создаёт большие трудности в воспитании её в духе настоящего патриотизма. Учитывая историческую необходимость создания кадетских корпусов, казачьих школ и классов, можно вполне быть уверенными, что такие учебные заведения реально смогут справиться с задачей патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Хочется надеяться, что в ближайшее время вопрос о кадетских казачьих учебных заведениях, казачьих школах, казачьих классах станет предметом обсуждений и принятия решения депутатами различных уровней.
Петр Федосов, кандидат исторических наук.
Газета «Вечерний Ставрополь»
Возможность комментирования заблокирована!