И в седле, и под парусами
Член Совета стариков Санкт-Петербургского казачьего общества «Конвой»
Владимир НОВИКОВ
Не секрет, что многие аспекты казачьей истории изучены крайне слабо и, тем не менее, интерес к ней с каждым годом все больше растет. Ярчайшая страница истории казачества – это участие в наполеоновских войнах, особенно в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1813-1815 годов. Однако знания о них зияют такими «черными дырами», что историкам до сих пор неизвестны ни точное количество казачьих полков, ни их распределение по различным соединениям Русской Армии и армий, союзных с ней. Исследованию этого вопроса уделялось внимание при создании «Энциклопедии 1812 года» в рамках президентской программы подготовки празднования 200-летнего юбилея этой войны. За неимением знаний в ход идет мифология, которая зачастую очень далека от действительности. Как правило, это традиционные «воля-вольная», «конь-огонь», да «шашка-лиходейка».
От сабли до автомобиля
Шашка была принята на вооружение в казачьих частях в 40-х годах XIX столетия, незадолго до Крымской войны, а с французами в 1812 году рубились саблями. Секрет военных успехов казаков в Отечественной войне 1812 года заключался в способности к самостоятельным действиям в составе небольших подразделений, групп, и в одиночку. Основной задачей была разведка и связь, по меткому выражению Суворова — «глаза и уши армии».
Многие победы, например, взятие Измаила в 1790 году, достигались в пешем строю.
В разгар гражданской войны в 1919 году из 4-х корпусов Донской армии только один – 4-й генерала Мамонтова был конным, остальные сражались преимущественно пешими. И если они смогли противостоять Красной Армии, то не только благодаря лихости конников, а потому, что эффективно использовали все новейшие достижения военного дела, в частности связь.
В царской армии казачий офицер, прежде чем получить под командование сотню, должен был два года отучиться в Офицерской кавалерийской школе в Санкт-Петербурге. Там он получал знания по подрывному и телеграфному делу. А вот конной подготовки у казаков в этой школе, в отличие от курсантов из армейской кавалерии, не было совсем, ей не придавали особого значения.
Множество казачьих офицеров пошло в авиацию, причем они с успехом освоили такие тонкие и специфичные вещи как аэрофотосъемку. Одним из основоположников ее изучения и дальнейшего развития был казак, профессор Леонид Михайлович Михеев. Вообще-то по специальности он был связистом и еще до 1-й мировой войны издал учебное пособие для военных телефонистов.
Казаки первыми в Русской Армии пересели на автомобили. День военного автомобилиста — 29 мая – был учрежден в память создания в Санкт-Петербурге учебно-автомобильной роты, которая в 1915 году трансформировалась в Военно-автомобильную школу. Создателем и того и другого заведений, а также бессменным начальником был донской казак Петр Тимофеевич Секретев, дослужившийся до генеральских чинов. Ближайшим его помощником был казачий офицер Топилин.
И корабль тоже конь
Интересна флотская судьба казачества. Россия не так давно отмечала 300-летие флота. Казаки освоили водные просторы лет за полтораста до этого. На исторических полотнах Сурикова, хранящихся в Русском музее, Ермак Тимофеевич и Степан Разин изображены не верхом, а на речных судах. И тот, и другой ходили не только по Волге или иным рекам, но и по Каспийскому морю.
Запорожские казаки охотно пускались в пиратские плавания к турецким берегам Черного моря. Один из основателей Черноморского казачьего войска, из которого со временем выросло Кубанское войско, был бригадир Антон Головатый. В Русско-турецкой войне 1787-1791 годов он командовал гребной флотилией, одержал ряд побед, принимал участие во взятии Измаила. За это императрица Екатерина и «подарила» черноморцам Кубань. А в 1796 году в Персидском походе Головатый стоял во главе Каспийской флотилии и морских десантных войск. Для современной Кубани он до сих пор — культовая фигура.
Многие старые казачьи станицы Нижнего Дона в основном жили рыболовством, и конь для них был просто средством передвижения по суше. Конечно, это имеет отношение далеко не ко всем станицам.
Известный донской историк и фольклорист XIX-го века А.М. Савельев в 1866 году издал в Санкт-Петербурге сборник донских народных песен, которому в качестве предисловия предпослал прекрасную культурологическую статью. В ней он обратил внимание на интересную особенность: в тех песнях, что дошли до нас с допетровских времен, ни разу не упомянут конь!
Азовское взятие 1637 года и Азовское сидение 1641 года дело рук отнюдь не конников. В Азовских походах Петра казаки участвовали в составе собственной флотилии, которой командовал атаман Фрол Минаев. В исторических документах сохранились свидетельства о том, что царь Петр отдавал ему почести как адмиралу, встречая его артиллерийским салютом.
Казачьи корни великих мореходов
Интересно, что у адмирала Колчака были казачьи корни. Его мать — донская казачка Ольга Посохова, а по линии отца его предки служили в Бугском казачьем войске.
Выдающимся флотоводцем был донской казак вице-адмирал Михаил Коронатович Бахирев. Командуя кораблями, он участвовал в подавлении Боксерского восстания в Китае в 1900 году, в обороне Порт-Артура в 1905 году. Во время 1-й мировой войны на Балтике командовал 1-й бригадой тяжелых крейсеров, затем 1-й бригадой линкоров, затем Морскими силами Рижского залива. Одержал ряд побед над германским флотом. В 1920 г. его расстреляли большевики.
В апреле 1916 года с кораблей Черноморского флота в районе турецкого портового города Трапезунд высадили 18 тысяч кубанских казаков – две пластунские бригады, вскоре овладевшие городом. Это стало одной из самых успешных морских десантных операций во время Первой мировой войны. Подобный маневр англичан и французов на Галлиполийском полуострове привел к огромным потерям и в конечном итоге к поражению.
Проявили себя казаки и в годы Великой Отечественной войны. Северным флотом очень успешно командовал терский казак адмирал Арсений Головко.
С 14 июля 1941 года и до конца войны командующим ВВС Балтийского флота был донской казак Герой Советского Союза генерал-полковник Михаил Самохин. Это он организовывал первые авианалеты на Берлин в августе 1941 года, прикрывал с воздуха Дорогу Жизни через Ладогу.
XX век принес казачеству трагедию и основательно нарушил ход его дальнейшего развития. Но свои имена казаки России вписали и в историю флота. Тенденции современного развития морского флота нашей страны говорят в пользу участия в нем казаков, тем более, что это предполагается и самой историей.