Летчик в папахе

samoliot1К чести и славе казачества, сыны его станиц были в числе первых орлов русского неба! «Бак пробит, хвост дымит, но машина летит на честном слове и на одном крыле», — это слова из песен о летчиках времен Первой мировой войны. И это в точности о нем, Федоре Трофимовиче Звереве – казаке из станицы Наурской Чеченской Республики, прославившем Терское войско и Россию. В прошлом году исполнилось 120 лет со дня его рождения.

Сын офицера Терского войска Федор Зверев начинал военную службу по семейной традиции в первом Горско-Моздокском Терском казачьем полку. С ним и ушел на германскую войну младшим офицером 5-й сотни. Но роль конницы быстро сходила на уровень разъездов, казаков спешивали полками. Зато над головой молодого хорунжего винты аэропланов рубили ветер, а на фронтах и в станицах славили имена летчиков-казаков.

…Пилоты 4-го авиаотряда, которые только что научились летать на аэропланах нового типа, прибыли на Румынский фронт. Они еще не имели никакого представления о высшем пилотаже, были плохо знакомы с автоматическим оружием, не говоря уж о практических навыках его применения или какой-либо боевой тактике, которой не существовало даже в зачатке. И только командир — уже опытный военный летчик Федор Трофимович Зверев, имя которого вошло в историю Терского казачьего войска и России. За плечами 26-летнего терского казака — учеба во Владикавказском реальном училище и Казанское военное училище, 1-й Горско-Моздокский полк Терского казачьего войска и Севастопольская военная авиационная школа. С 1915-го он — полноправный военный пилот. С талантом и храбростью. За два года сотник, а потом есаул, Зверев заслужил в воздухе три боевых ордена: Святого Станислава III и II степени (оба с мечами и с бантом) и Святой Анны с надписью «За храбрость».

Он принял командование авиаотрядом в январе 1916 года. Враг был серьезным и дерзким, а в отряде вместо шести всего три «Ньюпора – Бебе», вооруженных пулеметом «Льюис» с магазином на 47 патронов и стрелявшим поверх пропеллера. Пополнение прибыло аж в ноябре: еще три «Ньюпора» с аналогичным вооружением… Немецкие бомбардировщики нагло совершали групповые налеты по 5-7 машин. Русским истребителям редко удавалось перехватывать самолеты противника, а когда это случалось, бои, как правило, заканчивались безрезультатно – отказывало оружие. Успех выпал на долю Зверева, которому посчастливилось в ноябре над Браиловым сбить большой двухмоторный «Румплер». Впереди и сзади крыльев эти машины имели кабины стрелков с пулеметами. Подойти к такой «летающей крепости» на дистанцию эффективного огня было сложно. После серии маневров Зверев в одиночку атаковал. Его пулеметная очередь попала в мотор вражеского самолета. Экипаж вовремя не заметил повреждения, и когда масло вытекло, двигатель заклинило. Неопытный пилот бомбардировщика не решился развернуться на одном работающем моторе, побоявшись сорваться в штопор. Ему пришлось приземлиться в русском расположении, экипаж попал в плен.

Ответным огнем стрелки «Румплера» буквально изрешетили аппарат победителя, пробив бензобак, разнеся в щепу пропеллер и разворотив капот двигателя. Впоследствии в машине насчитали 37 пробоин, но, как ни удивительно, сам Зверев при этом не пострадал, хотя одна из пуль пробила его пилотскую каску. Несмотря на все эти повреждения, он сумел посадить самолет на свой аэродром.

«За то, что в боях 5-15 марта 1916 года у озер Нарочь-Вишневское произвел воздушную разведку в районе названных озер и местечка Свенцяны, причем невзирая на сильный огонь, давший 37 пробоин в аппарате и неисправность мотора, выполнил задачу и обнаружил движение бригады пехоты с артиллерией» герой был представлен к ордену Святого Георгия IV степени.

Пожалуй, Зверева и других русских летчиков того времени выручало несовершенство аэропланов. Фанерные аппараты с легким двигателем представляли собой большие моторные планеры, поэтому отказ двигателя и изрешеченные пулями крылья и хвост не являлись причиной падения. Но и защита пилота от наземного огня при этом оставалась уделом лишь Господа Бога. Есаула Зверева Создатель хранил…

Героя-счастливчика с осени 1917-го назначили помощником командира авиационного дивизиона, охранявшего Петроград с воздуха. В этой должности он и встретил государственный переворот, который не принял.
С начала 1919 года Федор Трофимович вступает добровольцем в Вооруженные Силы юга России, у донских казаков летает командиром 4-го Донского самолетного отряда. В «белой» армии, точнее, авиации, Зверев последовательно производится в войсковые старшины, затем в полковники. Все производства исключительно «за боевые отличия», в том числе последнее — 30 августа 1920 года, подписанное главкомом Русской армии бароном Врангелем.

…Эмиграция. Первый летчик-терец, Георгиевский кавалер скончался 16 января 1938 года в казачьей станице Бейрута. Последние 18 лет жизни Федор Трофимович председательствовал в Союзе русских военных инвалидов в Сирии и в Ливане.

zverev1

ФЕДОР ТРОФИМОВИЧ ЗВЕРЕВ

Родился 20 сентября 1890 года в станице Наурской Моздокского отдела Терской области. Закончил Владикавказское реальное училище.
С 1909 по 1911 год обучался в Казанском военном училище. 6 Августа выпущен в 1-й Горско-Моздокский полк Терского казачьего войска, с 14 сентября 1913 года — младший офицер 5-й сотни.
Первая мировая война
С 23 марта по 16 августа 1915 года — Севастопольская военная авиационная школа. С 12 сентября 1915 года — младший офицер I-го корпусного авиационного отряда. За разведку 15 марта 1916 года награжден орденом Св. Георгия IV класса. 17 июня 1916 года назначен начальником 4-го авиационного отряда истребителей. 3 октября 1917 года — помощник командира Авиационного дивизиона охраны Петрограда. Со 2 февраля 1918 года военлёт 4-го Кавказского авиационного отряда. 30 мая 1918 года уволен за штат.
Гражданская война
zverev2Вступил в Добровольческую армию. С 3 сентября 1918 года — командир 1-го авиационного отряда Астраханского авиационного дивизиона. С 1 марта 1919 года – командир 4-го Донского самолетного отряда. В Русской армии генерала Врангеля состоял в распоряжении дежурного генерала Штаба Верховного Главнокомандующего.
8 июля 1920 года переведен в резерв летчиков. С 17 августа — старший офицер 6-го авиационного отряда. 24 августа 1920 года за боевые отличия произведен в войсковые старшины, прикомандирован к управлению авиации, 30 августа произведен в полковники.
После эвакуации из Крыма находился в эмиграции. Жил в Константинополе, с 1923 года — в Ливане. Работал механиком, чертежником во французском Генеральном штабе, чиновником городского управления. Почетный председатель Союза русских военных инвалидов в Сирии и Ливане. Проживал в казачьей станице в городе Бейруте.
Умер 16 января 1938 года.

 

samoliot3 samoliot2