Казак подчинился закону Божьему

Казак подчинился закону БожьемуЕсли хотим чуда Божьего, то должны жить по его заповедям. Эта мысль была главной в выступлении председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла на конференции «Православие – духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения», которая недавно прошла в Ставрополе.

Казак и разбойник
Обращаясь к собравшимся, Владыка подчеркнул, что со дня его назначения на ставропольскую кафедру, он впервые собрал вместе духовенство, представителей власти, ученых, реестровых и общественных казаков России и Зарубежья.
— Именно в казачестве всегда сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности, — сказал епископ Кирилл и напомнил великую и трудную историю казачества, которое подверглось жесточайшим репрессиям в годы безбожья.

Великие деяния возможны лишь тогда, когда Бог соединяет свою силу и энергию с человеческой силой и энергией. Земля, где стояли станицы, была богата, и она всегда привлекала разбойников, считавших себя свободными и вольными в своих деяниях. Казаки тоже считали себя вольными. Но тогда чем же они отличались от разбойников? «Почему одни назывались казаками, а другие разбойниками?» — задается вопросом священник и тут же дает ответ: «Казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, он становится зверем. Казак подчинил свою волю и свободу Божьему закону!».

Вспоминая ход истории, епископ напомнил, что предки казачьи не только воевали, но и умели жить в мире с горцами. В казачьих семьях стремились не только одеть, обуть и накормить ребенка. Главное – детей воспитывали в традициях православной веры. То же делается и сегодня в некоторых семьях и казачьих кадетских классах. Но этого явно не достаточно. Владыка считает совершенно недопустимым называть себя казаком и не признавать православную веру. Конечно, есть исключения, связанные с особыми историческими традициями – это казаки-мусульмане Волжского войска и казаки-буддисты Калмыкии, но казаки-язычники на Кавказских Минеральных водах – это не вероятно, еще и при том, что христианству на Руси уж более 1000 лет!

С большим вниманием слушали епископа казаки Дона, Кубани, Терека, Семиреченского войска из Киргизии… Сегодня все они собрались здесь для того, чтобы сделать шаг к единству. Этим объединяющим звеном должна стать православная вера. И показалось каким-то кощунством, что именно в момент благословения Владыки Кирилла мне передали листовку с громким названием «Казачий вестник Ставрополья», где поливался грязью терский реестр, возглавляющий его атаман и газета «Казачий Терек». И тут же на другой странице пафосное «Честь имеем!». Ребята! Что вы делаете? Вы вообще, зачем сюда пришли? Ведь вы только что все вместе читали молитву, а через пару часов сядете за один стол на трапезу. Где же честь-то? Насчет таких «комариных укусов» главный старик ТКВ Александр Яковлевич Месечко обычно говорит: «Собаки лают, караван идет». И как бы не пытались вставлять палки в колеса люди умом недалекие, «караван» ТКВ все равно идет вперед.
Простите, за отступление, но не могла промолчать.

У опасной черты
Казак подчинился закону БожьемуУчастники конференции выразили одобрение главному федеральному инспектору в СКФО (Карачаево-Черкесская Республика) Александру Владимировичу Коробейникову, который поднял волнующую тему исхода русскоязычного православного населения из республик Северного Кавказа. Отток русских усилил напряженность в СКФО, дополнительные сложности вызывают призывы некоторых политологов к тому, чтобы Кавказ вообще «ушел из России».

— О том, что это произошло, прежде всего, виноваты мы с вами, — считает Коробейников. — Мы не смогли защитить самих себя и помочь православным людям. Но сегодня речь не о поиске виновных. Мы стоим у опасной черты, и земля горит под ногами. Только всеобщая консолидация, объединение русских людей, живущих на Кавказе, может спасти положение дел. И эта конференция призвана помочь нам собраться, мобилизоваться и приступить к практическим действиям.

В каждой проповеди патриарха говорится о необходимости консолидации и работе в этом направлении, правительством разработана программа возрождения региона, в СКФО постоянно проводятся различные форумы и встречи. Но не сидят сложа руки и наши оппоненты, которые с помощью ложных ценностей пытаются направить молодежь по ложному пути. Одними совещаниями из создавшейся ситуации не выйти – необходимо лечить души, и Александр Владимирович предложил несколько практических соображений на этот счет:
— Нужна постоянно действующая трибуна, круглый стол, который бы позволял регулярно вести диалог-дискуссию по самым наболевшим проблемам, которые нас беспокоят.

Владыка высказывает предложение о создании краевого совета атаманов при епархии. В ходе конференции этот вопрос поднимался не раз, ведь создание такого органа выделит всего лишь одну из трех епархий, окормляющих Терское войско или одну из двух в Ставропольском крае. В итоге, прежде чем что-либо предпринять, решили еще поработать над этой темой.

По мнению Коробейникова, нужен такой совет, куда войдут все — ученые, власть и обязательно представители СМИ, ведь от журналистов и от того, как они подают информацию, зависит общественное мнение.

— Надо, чтобы у нас на Кавказе был филиал Всемирного русского собора, — заключил главный федеральный инспектор в СКФО. — А исход даже одной русской семьи считать чрезвычайной ситуацией!
По его мнению, власти слабо ведут работу по возвращению населения из СНГ и Зарубежья, существующая программа не работает. И если не предпринимать никаких мер, то совсем скоро проблемы кавказских республик перекочуют на Ставрополье.

Круговая система ценностей
О поездке на Кубань и Дон рассказал председатель комитета по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Евгений Васильевич Болховитин. Он заметил, что уехали они оттуда с чувством «белой» зависти, потому что увидели там десять кадетских корпусов и то, с какими результатами оттуда выходит молодежь, которая поступает в военные училища и престижные учебные заведения. Ставрополью в этом пока похвастаться нечем.
— Как мы поняли, намерения Владыки серьезны, и наша задача ему помочь и поддержать.

Выступление атамана Терского казачьего войска Василия Павловича Бондарева зал встретил аплодисментами. Он передал приветствие от всех окружных атаманов, которые приехали на землю Святого креста из Кабардино-Балкарии, Чеченской республики, Дагестана и Северной Осетии – Алании.

— Владыка Кирилл затронул ту тему, которая волновала всех нас. Это тема «Православие – духовно-нравственный стержень российского казачества». Именно он поднял эту тему, ведь десятилетиями слово «казак» не употреблялось в России. Десятилетиями мы были оторваны от древа. Сегодня мы возвращаемся к вере. И дай Бог, чтобы у Владыки Кирилла все получилось так, как задумано.

Профессор Армавирской государственной педагогической академии Сергей Николаевич Лукаш в своем докладе напомнил, что испокон веков у казаков действовала круговая система ценностей, где все люди братья. Никогда не было рабского преклонения вроде сомнительного счастья поцеловать туфлю султана. Вера уравнивала всех – и богатых, и бедных. В этом феномен казачества, которое не знало рабства никогда. Профессор привел случай беспримерного мужества в борьбе с неприятелем – битву за Азов, которую он ставит в один ряд с Куликовским сражением. Малая горстка казаков одержала победу над многотысячной турецкой армией. Успех Азова вверг Европу в изумление. Не случайно на знаменах первыми стоят слова «За веру…», как не случайно и то, что православные монастыри строились в самых опасных местах, их цель – держать дорогу Божью. Они противостояли тем, кто пытался открыть границу. Настоящие защитники веры воспитывались в казачьей семье.

Эту мысль продолжил доцент Кубанского госуниверситета, бывший атаман ККВ Владимир Прокофьевич Громов, который высказал страшную философию современной жизни, недавно прозвучавшей в одном из сериалов по телевидению: «Духовность там, где бедность…».

— Без веры невозможно воспитать достойного семьянина и патриота Отечества! – заключил он под аплодисменты участников конференции.

Казачье «Любо!» прозвучало и тогда, когда бывший атаман Кубанского войска подчеркнул разницу между настоящей казачьей песней и песней о казачестве в исполнении артистов.

Где искать терское наследие?
Казак подчинился закону БожьемуРабота конференции проходила два дня. В докладах рассматривались вопросы взаимодействия казачьих обществ Терского казачьего войска с приходами РПЦ, православия в истории и культуре кубанского казачества, государственно-правовые аспекты, современный опыт, перспективы высшего образования, новые возможности духовно-нравственного воспитания молодого поколения и многие другие. Вторая часть работы конференции продолжилась в краеведческом музее им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. С ярким и содержательным докладом выступил казачий поэт и писатель Витислав Васильевич Ходарев. О святых покровителях казачества Северного Кавказа и чудотворных иконах рассказал директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Николаевич Савенко. Опытом создания казачьих общин из людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, поделился Николай Олегович Новопашин – руководитель Спасо-Преображенского центра для наркозависимых. Директор Краеведческого музея Николай Анатольевич Охонько четко обозначил актуальную проблему сохранения историко-культурного наследия терского казачества. Он подчеркнул, что все кавказские народы сохранили свое наследие, и только терцы, которые, так же как и другие, имели свою территорию, распылились по всей России и миру, и нет такой базы, которая помогла бы собрать и сохранить это наследие.

По итогам состоявшейся дискуссии, участники конференции заявили о необходимости активной работы по духовно-нравственному возрождению казачества, решительного осуждения раскольничьей деятельности в казачьей среде, проведения обучающих семинаров для атаманов и священников, внесения предложений в Совет при Президенте РФ по делам казачества о создании «Общероссийской сетевой структуры казачьего образования».

Ирина Щербакова, Ставрополь